Воспитаниедетей в семье — роль семьи в воспитании ребенка

Семья и ее роль в воспитании детей

Развитие детей начинается с семьи. Близкие вкладывают в личность основы поведения, духовные и общественные нормы. Роль семьи в воспитании детей настолько велика, что влияет на становление личности как положительно так и отрицательно. Как же вести себя членам семьи, чтобы воспитать полноценную, адекватную личность? Какие задачи стоят перед родителями?

Роль семьи в воспитании детей

Обычно члены семьи принадлежат одному поколению, но бывает вместе живут много поколений семьи (бабушка, дедушка, мама, папа).

Благоприятным моментом роста является то, что ребенок ощущает защиту и получает духовный подъем общаясь с мамой, папой, сестрами, братьями, бабушкой или дедушкой.

В такой семье самопроизвольно вырабатываются знания и готовность проявлять внимание, спешить помочь. Вспомните теплые вечера с бабушкой, добрые сказки и вкусный чай с вареньем.

Это прививает заботу о близких, ценность семейного очага. Дедушка — символ мудрости и мужества, научит ремеслу. Многодетная семья дает огромную возможность получить многогранное развитие мальчикам и девочкам. Дети из такой семьи вырастают чуткими, внимательными, самостоятельными.

На главном месте в воспитании подрастающего человека стоит духовный союз, открытая связь родителей с малышом. Ни за что на свете не стоит бросать на произвол судьбы воспитание ребенка или оставлять подростка самим с собой.

Каждый родитель видит в чаде продолжение самого себя. Некоторые родители видят свою крошку, как объект для реализации несбывшихся желаний, впоследствии такой малыш становится частью родителей. Нередко мы, родители, выбираем занятия по своему усмотрению, по своим интересам.

Нелегко отказываться от реализации желаний. Главная задача  — принять решение, которое удовлетворяло бы обоих участников (маму, папу), помнить о мнении другого родителя. Еще одной задачей взрослых является соответствие слов и дел.

Кроха не понимает, почему курение вредно, если папа или мама не стесняясь курят. Также немаловажно обсуждать противоречия без присутствия детей.

Маленькие слушатели легко усваивают информацию, а также используют выгодно для себя, обычно их выбор склоняется в сторону лени, нежелания учиться, упрямства.

Во время контакта родителей с детьми вырабатывается понятие общения:

  • Кроха воспринимается таким, какой он есть;
  • Взрослый смотрит на ситуацию глазами ребенка;
  • Родитель верно оценивает ситуацию.

Некоторые родители любят свое чадо просто так, ни за достижения или красивую внешность, а просто за то, что он есть. Это есть безусловная любовь.

Бывает, что детей любят за поступки, хорошие оценки или яркую внешность. Однако, когда школьник приносит плохую оценку, он чувствует, что никому не нужен, отношения ухудшаются. Тогда дите не ощущает защиту, которая так необходима. Такую любовь называют обусловленной.

Самое страшное для детей — это полное безразличие. Такое отношение играет пагубную роль семьи в воспитании личности ребенка. Если младенец был нежеланный или случились серьезные проблемы, может внешность малыша не удовлетворяет желаний родителей, это приводит к отвержению отпрыска или безразличию. Нередко такое отношение складывается подсознательно, т.е. не контролируется.

Семья закладывает физическое развитие, здоровье индивидуума. Также немаловажна роль семьи в воспитании нравственных ценностей. Влияние семьи на воспитание ребенка ежедневно оказывают родные, умственный рост зависит от ценностей родителей, обстановки в семье, познавательных потребностей.

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста

По натуре своей дети любопытны, они постоянно о чем то спрашивают взрослых, тем самым развивают свой кругозор и словарь. Дети дошкольного возраста интересуются всем, что неизвестно или непонятно им. Дошколята, умеющие читать сами, черпают информацию из литературы, былин, потешек.

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста очень велика, дошкольникам необходимо посещать спектакли, просматривать познавательные передачи, следить за выставками, ходить в музеи. Посещая культурные общественные места прививается умение правильно общаться, страсть к искусству.

Познавательные умения начинают развиваться раньше, чем предполагают часть родителей:

  • первая улыбка мамы;
  • забота о младенце;
  • чтение сказок, стишков;
  • разговоры по дороге домой и много другое.

Обыденные для взрослых действия имеют большое значение воспитания дошкольника.

Большую роль развития дошкольника играет стиль семейного воспитания.
Проанализируйте свое отношение к ребенку, Ваше общение. Если Вы понимаете, что действующий стиль не приведет к положительному результату, постарайтесь сменить тактику воспитания. Стиль семейного воспитания играет огромную роль в становлении личности.

Роль семьи в духовно нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
Родители — основоположники рождения личности, роль семьи в воспитании ребенка, продвижение его нравственного уровня, безоговорочно, велика.

Дошкольный возраст очень доверчивый и дети впитывают информацию “как губка”. Поэтому ученые и педагоги подтверждают, что эти годы очень важны для закладки морально-нравственного фундамента.

Семья представляет первое общество, которое оказывает мощное влияние на формирование человека как личность.

Традиционные роли родителей

Детям непрерывно нужно получать родительскую любовь. Во время сложных ситуаций малышу необходима родительская поддержка. Семью нельзя чем то заменить.

Какую же роль играют родители в воспитании детей? Родители являются показателем норм поведения в обществе, правил коммуникации с близкими, реализации себя как личность.

Некоторые считают, что до трех лет заниматься воспитанием нецелесообразно, однако именно этот период роста является основополагающим для закладки знаний, умений, ценностей, отношения к себе и окружающим. Главную роль здесь играют мать и отец.

Роль матери в воспитании ребенка

Мама — это единственный человек, с которым дети чувствуют себя в полной безопасности. Только находясь с мамой можно быть собой и не переживать о том, что кто-то посмеется или обидит. Находясь под материнской защитой, кроха перестанет боятся чужих насмешек и начинает строить взаимоотношения с обществом.

Основная роль матери в воспитании ребенка ведет к тому, чтобы она стала хорошим примером и верным другом. Мать должна спокойно объяснять малышу, если он поступил неправильно, неприемлемы физические наказания или приказной тон. Детям необходимо озвучить круг их обязанностей по дому, опираясь на возрастные и физические особенности.

Вопрос состоит в том, чтобы мама приучила выполнять задания с любовью, ответственностью и удовольствием.

Женщине необходимо делиться своими ценностями, знаниями, взглядами, но не навязывать. Дочери или сыну важно, чтобы его мнение было услышано.

Когда в семье не один ребёнок, а два, три или более, маме сложнее распределить свое внимание на всех детей поровну.

Нужно учитывать заинтересованность каждого, не обделяя вниманием ни старших ни младших, взрослые дети нуждаются в материнской любви не меньше остальных.

Мама является показателем того, какая должна быть женщина в семье: заботливая, мудрая, уравновешенная, адекватная. Дочь проецирует поведение на себя в будущем, а сын свою супругу. Поэтому матери следует следить за своими поступками и словами. Брошенное в чувствах слово, поступок сгоряча схватывается малышами “на лету”.

Даже в зрелом возрасте за советом или добрым словом мы идем к маме, потому что она всегда выслушает, приласкает, не осудит.

Роль отца в воспитании ребенка

Для абсолютного согласия в семье необходимо, чтобы два родителя принимали содействие в развитии детей.

В большинстве семей принято “не трогать” папу после трудового дня, однако дочери или сыну просто необходимо некоторое время провести в общении отца. Достаточно поинтересоваться о делах малыша, почитать книгу или поиграть. Роль отца в воспитании ребенка заключается не только в материальном обеспечении. Отец должен проводить выходные в семье, вместе гулять, ходить в кино, в гости.

Говорят: если родился сын, мужчина стал отцом, если дочь — папочкой. Так вот для девочек папа является символом устойчивости, целенаправленности. Такого мужчину она будет искать себе в будущем. Маленькие принцессы вырастают с чувством уважения к мужчине, благодаря правильному воспитанию отца, а также его отношению ко всем членам семьи.

Отец для мальчиков является образцом для подражания. Папам требуется следить за собой, за словами и действиями.

Наоборот, мальчики, выросшие без отца, не имеют представления, как поступает мужчина в той или иной ситуации.

 Сын, выросший в полноценной семье владеет представлением о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, в будущем у него в голове уже сложилась картинка счастливых отношений.

Папа знакомит с выносливостью, спортом, здоровым образом жизни. Физкультура развивает дисциплинированность и организованность. Папино одобрение оценивается мальчиком очень высоко, поэтому стоит поощрять сына, радоваться его успехам. Отец является самым близким другом, необходимо брать маленького мужчину на рыбалку, в походы, обсуждать с ним мужские вопросы (в соответствии с возрастом).

Роль отца в воспитании детей в семье неразрывно связана с развитием полноценной личности. Если мужчина не знает как участвовать в воспитании детей, женщина направляет его:

  • отправлять на прогулки с детьми;
  • обсуждать проблемы, связанные с ребенком;
  • не стесняться обращаться за помощью к мужу;
  • просить мужа решить конкретный вопрос вместе с ребенком.

Подводя итоги, выделим факторы, играющие положительную роль в воспитании детей:

  • Необходимо принимать активное участие в жизни детей;
  • Прислушиваться к мнению крохи;
  • Обсуждать семейные вопросы вместе;
  • Принимать кроху таким какой он есть;
  • Исключить физическое, психологическое насилие;
  • Позволять малышу самостоятельно принимать решения.

Проводите максимум своего времени с детьми, они должны быть уверенными в вашей поддержке и их важности. Только так из маленького человека вырастет уверенная полноценная личность с чувством собственного достоинства.

Источник: https://detiivzroslie.ru/vospitanie/semya-i-ee-rol-v-vospitanii-detej

Роль семьи в воспитании личности ребенка

Качества, заложенные с детства, формируют поведение человека во взрослой жизни. Воспитание начинается в семье, именно в окружении близких людей совершается развитие ребенка как личности, основывается модель его будущего поведения в обществе. Сейчас в жизни большое значение придаётся техническим новинкам, но всё же роль семьи в становлении личности ребенка остаётся первостепенной.

Роль семьи в воспитании

Воспитание в семье играет главную роль в формировании подрастающего поколения. Здесь происходит подготовка к взрослой жизни.

В чём заключается значение внутрисемейного формирования личности, и какое должно быть поведение у родителей, чтобы их педагогическое влияние обладало успехом? Семья — это организованная структура, все действия в ней должны быть скоординированы. Воспитание детей должно выполнять определенные функции:

  1. Обучение ребенка.
  2. Прививание любовь к творчеству и искусству.
  3. Закладывание основ, одобряемые обществом, нравственное развитие чувств.
  4. Формирование его личности.
  5. Обеспечение условий для физического развития ребенка.

Под физическим развитием не подразумевается только утренняя гимнастика или выполнение несколько раз в неделю физических упражнений. Физическое воспитание сказывается положительно на детском здоровье, сюда относится привитие в раннем возрасте двигательных навыков, например, ходьбы без поддержки, сидение и приобщение к здоровому образу жизни.

Дети должны проявлять любовь к физкультуре и спорту с раннего детства. Это рекомендуется делать, привнося развлекательный элемент при совместных занятиях. Потому что игра считается ведущей деятельностью дошкольника. Когда ребёнок подрастёт, для него показательным примером будут родители. Совместные занятия спортом укрепят здоровье и повысят родственную сплоченность.

Становление личности в семье

Роль семьи в формировании личности ребёнка занимает главенствующее положение. Именно здесь он проводит большую часть личного времени. Развитие личности происходит под влиянием отца и матери. А также оказывают влияние родственники. Этот процесс происходит по двум главным направлениям:

  1. Ребенок наблюдает за старшими братьями и сестрами, родителями и прочими родными людьми.
  2. Он пытается вести себя так же, как и они.

Родители и иные родственники целенаправленно оказывают влияние на малыша, воспитывают его, прививают определенный образ жизни, формируют привычки. Подобное семейное взаимодействие вырабатывает не только личность малыша, но и поведение взрослых. Не последнюю роль в этом играет влияние семейной среды.

Коррекция культуры поведения

Культура поведения — это совокупность норм и правил, которых должны придерживаться все люди, живя в обществе. Родители учат дошкольника правильно себя вести с малых лет. При этом взрослыми выполняются следующие действия:

  1. Обучают правилам личной гигиены.
  2. Рассказывается ребёнку, как нужно правильно разговаривать.
  3. Изучают новые слова.
  4. Мама и папа прививают любовь к чтению книг.
  5. Учат правилам этикета и доброжелательного общения.
  6. Происходит обучение правильному поведению с другими людьми: воспитателями, учителями, другими детьми и родственниками.

Источник: https://krasotka.guru/zdorove/rol-semi-v-vospitanii-rebenka

Какую роль играет семья в воспитании ребенка

У каждого человека первыми его воспитателями были родители. Роль семьи в воспитании ребенка важна потому, что именно семья определяет будущую жизнь человека.

Задачи семейного воспитания

Главными задачами семьи являются воспитание здорового, всесторонне развитого ребенка, формирование таких его качеств, которые необходимы для последующей счастливой, полноценной жизни.

Семья должна:

  • Создавать условия для физического, а также интеллектуального развития детей. Ребенок должен получать сбалансированное питание, иметь одежду, обувь, все необходимое для обучения в школе, занятий в спортивных секциях, кружках творчества. Малыши должны иметь развивающие игрушки, книжки, а для учеников должны быть доступны библиотеки и музеи.
  • Обеспечивать социальную и психологическую защиту своего потомства. Это означает, что обязанность взрослых — поддерживать, утешать, помогать в сложных ситуациях, обеспечивать безопасность в обществе. Детей нужно знакомить с внешним миром, учить правильно реагировать на жизненные перипетии.
  • Передавать свой жизненный опыт, обучать полезным для жизни навыкам и умениям. В первую очередь воспитывать трудолюбие посредством совместного труда, разумного распределения обязанностей между всеми членами семьи.
  • Подготовить ребенка для жизни в социуме. Здесь основополагающую роль играет модель родительского поведения. Вербальное ознакомление с правилами поведения в обществе порой оказывается менее эффективным, чем личный пример.
Читайте также:  Салат из свеклы рецепт с фото очень вкусный

Какой должна быть семья

Семья — это уникальный коллектив близких людей. Она может состоять из нескольких поколений, что означает присутствие разных взглядов, ценностей, убеждений. Каждый член семьи может быть воспитателем или воспитуемым. В таких социальных ячейках молодежь получает богатейший, неоценимый жизненный опыт, познает традиции и культуру своего народа.

Сколько времени нужно уделять ребенку? На этот вопрос однозначного ответа быть не может. Все дело в качестве общения. Есть семьи, где дети мало видят своих родителей, но ощущают себя совершенно счастливыми. В чем же кроется секрет? Ребенку необходимо, чтобы он:

  • не чувствовал себя лишним;
  • был уверен, что папа и мама очень сильно его любят;
  • постоянно чувствовал заботу и внимание со стороны самых дорогих ему людей;
  • был уверен, что всегда может рассчитывать на понимание и поддержку.

Самый гармоничный семейный союз тот, где взрослые работают. Исследования доказали, что в таких семьях дети лучше учатся, раньше взрослеют и становятся самостоятельными. Такие семьи имеют много преимуществ.

Во-первых, дети могут гордиться своими родителями, начинают больше ценить минуты общения с родными.

Во-вторых, работающие родители не оказывают излишней опеки.

В-третьих, дети с ранних лет понимают, что ни один человек не может всецело принадлежать кому-то одному, что каждый имеет определенный круг общения, выполняет обязательства перед людьми, несет ответственность за свои поступки. Это помогает детям быстрее адаптироваться в обществе.

В-четвертых, подростки видят на примере родителей, как важно иметь в жизни цель и увлечения.

Очень часто профессии родителей оказывают отпечаток на выборе трудовой стези их детей.

Большая проблема современности — неполная семья. Это означает отсутствие постоянного внимания со стороны матери или отца. При этом у детей развиваются невротические либо поведенческие отклонения. По мере взросления им будет труднее находить общий язык с представителями противоположного пола, что повлияет на создание собственной полноценной семьи.

Ошибки воспитания в семье

Семейное воспитание — это сложный и многогранный процесс. Роль родителей в воспитании детей бывает пагубной, если они допускают ошибки в методах воспитания. Вот некоторые из них:

  • Многие родители считают, что главные в семье — это дети. Может показаться парадоксальным, но главными в семье должны быть отец и мать, любовь и взаимопонимание между ними . Тогда вырастают морально здоровые дети. Там, где все вращается вокруг любимого чада, где игнорируются интересы взрослых, вырастают эгоисты, моральные уроды.
  • Некоторые работающие мамы думают, что поступают плохо, уделяя мало времени своему ребенку. Тогда они, пытаясь искупить «вину», начинают без меры баловать свое чадо, потакать ему во всем, задаривать игрушками, дорогими подарками, карманными деньгами. В результате ребенок начинает воспринимать родителей как некий «рог изобилия», становится алчным и бездушным. А ведь ребенку для счастья важно знать и ощущать только одно: мама его любит, всегда о нем помнит и готова прийти на помощь в любую минуту.
  • С рождением малыша некоторые мамы забывают о своих потребностях и интересах, начинают жить жизнью своего любимца. Излишняя опека приводит к тому, что дети, став взрослыми, сталкиваются с большими трудностями. У них отсутствуют навыки общения, они не умеют принимать решения, нести за них ответственность. Кроме того, мамы, когда дети становятся взрослыми и пытаются жить самостоятельно, получают большой моральный удар. Не стоит жить ради кого-то, жить нужно ради себя, своей собственной жизнью.

Такие ошибки в воспитании имеют тяжелые, далеко идущие последствия.

Семейные традиции в европейских странах

Зарубежная педагогика также считает роль семьи в развитии и воспитании ребенка основополагающей. Рассмотрим на примерах некоторых стран, как осуществляется семейное воспитание в Европе.

Во Франции отношения между мужем и женой являются фундаментом семейного союза. Ребенок с раннего детства знает свое место.

Его учат понимать, что такое «Нельзя» и «Подожди», а также то, что каждый человек имеет свои интересы и потребности, с которыми нужно считаться.

Обычно мамы оставляют 3-месячных младенцев на попечение нянь, чтобы выйти на работу. Их толкает на это не столько материальная заинтересованность, сколько желание самореализоваться.

В семьях свято чтут традиции. Например, все члены семьи, включая грудничка, принимают пищу в строго установленное время. Малыша не ругают и не наказывают за столом, а терпеливо учат есть правильно.

Распределение семейных обязанностей строго соблюдается каждым ее членом. Папа легко может помыть посуду, приготовить еду или погулять с малышом.

В английской семье царит демократия. Обязательно должно учитываться мнение самых ее младших членов. Законодательно запрещено применять к детям физические методы наказания. Подрастающему поколению прививается любовь к языку, уважение к культуре и традициям страны. Англичане — патриоты с детства.

Немцы бережно относятся ко всем членам семьи, поддерживают теплые отношения, вместе отмечают праздники. Но молодая семья живет отдельно. Немецкие бабушки, как и английские, не занимаются воспитанием внуков. При необходимости мама обращается за помощью к няне.

Немецких малышей с детства учат быть самостоятельными, исполнительными, точными. Все подчинено строгому распорядку, даже просмотр телепередач и развлечения. Воспитание послушания малышей стоит на первом месте, но бить и унижать детей запрещено.

Есть много рационального в зарубежных системах воспитания. Но и наша, отечественная система, имеет богатый, ценный опыт. Воспитывая своих детей, родители не только дают молодежи «путевку» во взрослую жизнь, но и обеспечивают для себя спокойную, счастливую старость.

Источник: https://roditeliz.ru/family/rol-semi-v-vospitanii-rebenka.html

Роль семьи в воспитании ребенка: что привить, а что пресечь

Каждый человек начинается в семье. И даже не в прямом, физическом смысле – здесь он родился. В семье мы получаем первые представления о мире и жизни в нем.

Семья – наш первый коллектив, который формирует наши умения и привычки, закладывает черты характера, развивает эмоции, чувства, прививает нравственные и духовные идеалы, учит взаимодействовать с окружающими, закладывает программу нашего будущего жизненного успеха. Поэтому роль семьи в гармоничном воспитании ребенка переоценить трудно.

Задачи семьи

В семье ребенок получает первый опыт общения и видит пример взаимоотношений родителей, бабушек, дедушек, понимает их права и обязанности друг перед другом, учится основам нравственности и духовности, воспитывает свои жизненные принципы.

Семья может как формировать положительные черты и качества человека, так и быть источником его будущих проблем в общении, самореализации, самооценке.

Чтобы этого не произошло, семья должна со всей ответственностью подходить к воспитанию будущей личности.

Основные задачи семьи:

  • создавать максимально благоприятные условия для роста и всестороннего развития ребенка (включая питание, лечение, одежду, все необходимое для учебы в школе и занятий в секциях и кружках);
  • обеспечивать защиту ребенка в психологическом и социально-экономическом плане: поддерживать, учить искать выход из сложных ситуаций, знакомить с опасностями внешнего мира и учить им противостоять;
  • давать опыт создания семьи, сохранения и преумножения семейных ценностей, воспитания детей, уважительного отношения к старшим;
  • прививать необходимые навыки и умения (в том числе и трудолюбие), развивать умственный и творческий потенциал, учить самообслуживанию и помощи близким людям;
  • воспитывать чувство собственного достоинства;
  • закладывать основы для успешной реализации личности;
  • готовить к жизни в социуме.

При этом особенно важно строить отношения с детьми на основе взаимопонимания, доверия и сотрудничества, всегда проявлять родительскую любовь, ласку и заботу, быть внимательными и сопереживающими.

Однако это вовсе не значит, что нужно всецело посвящать себя воспитанию, отказавшись от самореализации в жизни, карьерного роста и работы как таковой. Как показывает практика, самые гармоничные отношения складываются между детьми и родителями в семьях, где родители работают, но при этом уделяют должное внимание ребенку. Такие дети учатся лучше, растут более самостоятельными. Почему?

  • Дети испытывают гордость за успехи родителей, начинают больше ценить время, проведенное с ними.
  • Они избавлены от чрезмерной опеки взрослых.
  • У ребенка появляется понимание того, что человек не может принадлежать кому-то одному, у него есть обязательства перед семьей, обществом, он несет ответственность за свои поступки.
  • На примере родителей дети, начиная с дошкольного возраста, видят, как важно иметь в жизни цели, увлечения.

В любви и заботе

То, каким вырастет маленький человек, во многом зависит от условий воспитания, созданных в семье. Каждый знает, что детей нужно любить. При этом не все понимают, что истинная любовь есть истинное благо, ее порой путают с другими, извращенными формами любви, которые способны нанести серьезный вред психике маленькой личности.

  • Чрезмерное умиление. Дети, растущие в такой среде, не знают «тормозов» в виде слов «нельзя» или «нужно». У них нет чувства долга перед родителями, они не приемлют ценности и значимости труда. Такой ребенок чаще всего излишне самовлюблен, он уверен, что делает своих родителей (да, наверное, и весь мир) счастливыми уже только оттого, что он есть на свете такой замечательный. Читайте – эгоист.
  • Деспотичная любовь. Когда родители все свои «благие намерения» оправдывают словами «тебе же лучше будет», «для тебя стараемся», «потом спасибо скажешь», они рискуют никогда не услышать этого «спасибо». Такие родители всегда демонстрируют ребенку свою начальственность по отношению к нему, его подчиненную позицию. Он вынужден терпеть вечные упреки и придирки, постепенно теряя веру в самых близких людей, в гармонию мира, в добро и справедливость. Такие дети ожесточаются, устав гнаться за покорением очередной родительской планки. Представление о семейных отношениях, любви, заботе, счастье они получают извращенное. С этим «багажом» они пойдут строить и свои семьи.
  • Любовь-откуп. Не находя достаточно времени для полноценного общения с ребенком, родители считают, что могут компенсировать это материальными благами: бесконечными новыми игрушками, дорогими подарками. При этом их дети вырастают бездушными и алчными, привыкшими к тому, что родители – это денежный мешок, умеющий решать все их проблемы (которые сводятся только к материальному благополучию), что любовь и забота – это их кошелек.
  • Любовь-невмешательство. Попросту – равнодушие. Мама или папа не стараются «лезть в душу» своему чаду, считая, что у него есть свои права, свое мнение и видение жизни. Они считают себя демократичными, ничего не запрещают ребенку, но и не делают ничего, чтобы направить развитие маленькой личности в нужное русло. На самом деле такие дети уверены, что отец и мать просто равнодушны к ним. При этом может вырасти как полностью пассивная личность, «плывущая по течению», так и настоящий бунтарь, жаждущий внимания окружающих любой ценой.
  • Чрезмерная опека. Дети, за которых заботливая мама все всегда делает и решает, вырастают «безрукими» в плане социализации. Они не умеют принимать решения, отвечать за свои поступки, не имеют важных целей, элементарно не могут обслужить свои потребности, создать уют в доме.

Настоящая любовь родителей – созидающая. Она учит ребенка взаимной симпатии, заботе, поддержке, взаимопомощи. Она говорит ему, что он нужен и важен, что он должен развиваться, искать себя, радоваться жизни. Она учит маленького человека доверять близким, заботится и быть уверенным, что его всегда ожидает их рука помощи в трудный момент, знать, что к его мнению прислушаются.

Гармония – на родительском примере

Роль родителей в воспитании гармоничной личности неизмерима. Именно родители являются самыми первыми, а значит – самыми значимыми воспитателями в жизни маленького человека.

При этом воспитание начинается задолго до того, как ребенок услышит от взрослых первое «нельзя» или первое «ты должен».

С самого раннего возраста кроха впитывает, словно губка, все, что видит вокруг себя: запоминает матрицу родительского примера. Поэтому так важно, каким он будет, этот пример.

Скажем, ребенок, выросший в неполной семье, вряд ли сможет сохранить собственную, не имея перед глазами примера семейной гармонии двух взрослых людей. А значит, не имея опыта сохранения семьи с помощью взаимной заботы, взаимопомощи, выражений нежности, умения находить компромисс, преодолевать неизбежные конфликты, слушать другого, прощать.

Каждый человек испытывает потребность в этом, но не каждый может получить необходимый опыт. Даже если семья является полной, но в ней люди часто ссорятся, не могут уступать, признавать правоту другого, заботиться о комфорте детей в создавшейся атмосфере, такие дети все равно не будут иметь нужного примера построения гармоничных отношений.

Читайте также:  Если снится человек - к чему снится человек который нравится

Ребенок, никогда не видевший, как мама или папа катаются на велосипеде или бегают в парке, скорее всего, и сам никогда не полюбит спортивные занятия.

Если у малыша перед глазами будет деспотичный, жестокий отец, то мальчик с большой долей вероятности вырастет таким же, подсознательно переняв стиль поведения мужчины в семье. А девочка выберет себе в мужья такого же деспота, как бы ни старалась она найти себе жениха «не из таких».

Страшно, когда в семье с самого младшего дошкольного возраста малышу не прививают духовных, нравственных ценностей. Такие дети вырастают духовными «пустышками», людьми, лишенными гуманного, созидающего начала.

Воспитать не значит вырастить

Чтобы жизнь чада не пошла по самому неудачному сценарию, родителям мало вырастить ребенка здоровым, красивым, обеспеченным. Главная наша задача – воспитать детей духовно, нравственно. Что это значит? Привить им духовные, культурно-нравственные, эстетические ценности. Научить их ориентироваться в таких понятиях, как:

  • долг;
  • ответственность;
  • честь;
  • гуманность;
  • благородство;
  • добро или зло;
  • хорошо или плохо;
  • умение дружить и любить;
  • вежливость;
  • воспитанность;
  • тактичность и т. д.

Объясняются все эти понятия не только и не столько в беседах, сколько практически: в обсуждении проблем, совместном анализе ситуаций и, конечно же – на личном примере окружающих старших. Их нормы поведения, их поступки, их суждения – вот фундамент, на котором строится нравственно-духовное развитие маленькой личности.

При этом важно не предоставлять ребенку готовую действующую схему, а дать возможность самому ее для себя выстроить, научиться на собственных ошибках (без этого невозможен личный опыт). То есть родители должны содействовать духовно-нравственному развитию маленького человека, направлять его, поддерживать, а не заставлять бездумно следовать призрачным для них идеалам.

Семейные традиции

Гармоничному воспитанию детей в семье как нельзя лучше способствуют семейные традиции. Они создают неповторимую атмосферу дома: свой уклад, обычаи, распорядок, привычки членов семьи дают ребенку ощущение стабильности, упорядоченности мира. Формирование традиций должно начинаться еще в бессознательном периоде малыша, чтобы более гармонично войти в его жизнь.

К примеру, традиция читать ребенку книгу на ночь – не просто ритуал укладывания. Это способ ненавязчиво привить ему любовь к красоте родного языка, литературе, умение представлять и осмысливать прочитанное.

Традиции могут быть самыми разнообразными. Например, рисование открыток ко дню рождения, отмечание народных или календарных праздников, экскурсионные поездки на каникулах.

Можно печь особенный пирог к определенному празднику, развешивать кормушки зимой, скворечники – весной, навещать бабушку в выходные, отмечать день окончания школьных занятий, обсуждать прошедший день за общим вечерним чаем, делясь с домочадцами проблемами, успехами, вместе принимать важные решения на «семейном совете»…

Через такой подход создается преемственность поколений (традиции семьи ребенок впоследствии может перенести в свою будущую семью), в ребенке укрепляется чувство причастности к своему роду, его истории.

Важность семейных традиций сложно переоценить. Они дают ребенку:

  • ощущение стабильности, порядка в мире;
  • укрепление связи между поколениями;
  • укрепление теплых отношений между родителями и взрослеющими детьми;
  • ощущение неповторимости своей семьи, с ее особым укладом и душевным комфортом.

Как заслужить доверие ребенка?

Как уже было сказано, основой продуктивных семейных отношений между взрослыми и детьми является доверие. Если оно установлено, родители без труда смогут вовремя выявить и скорректировать начинающиеся проблемы, обеспечить ребенку чувство уверенности в себе, своих силах, подготовить его к жизни в социуме. Это значит также подготовить к всевозможным опасностям внешнего мира, таким как:

  • дорога;
  • общественные места;
  • подозрительные незнакомцы или мошенники;
  • «плохие компании», где подростка могут склонить к употреблению наркотиков, алкоголя, толкнуть на нарушение закона, даже на суицид;
  • опасные интернет-ресурсы, пропагандирующие насилие, агрессию, и т. д.

Как же завоевать безусловное расположение своего чада? Во-первых, помнить, что его нужно любить, всеми силами демонстрируя ему свои чувства. Не стоит бояться «залюбить» ребенка: его можно только «заопекать». Во-вторых, стараться не разграничивать семейное пространство по принципу начальников и подчиненных. Ребенок должен понимать, что с ним общаются как с равным.

Также стоит воспользоваться следующими советами.

  • Всегда проявляйте интерес ко всем переживаниям ребенка, разделяйте его радость, удивление, восторг. Если ваш малыш будет расти уверенным, что его чувства не интересны, что на него самого вам плевать, он никогда не принесет вам свои горести-проблемы. Зачем – ведь вам это безразлично!
  • Всегда обращайте внимание на его вкусы, желания, начинайте душевную беседу при любой его фразе «мне нравится». Разделяйте его интересы, делитесь своими детскими воспоминаниями о похожих вещах. Это не только создает доверительную атмосферу, но и объединяет еще больше.
  • Поощряйте его интерес к периоду, когда он был очень маленьким: показывайте фото, его первые «каляки-маляки», рассказывайте, каким он был, как говорил, что любил делать. Такие воспоминания для детей очень дороги, и ваше участие при этом бесценно.
  • Никогда не осмеивайте, небрежно «задвигая» чувства подростка, который пришел поделиться с вами своей бедой. Возможно, вам эта проблема кажется незначительной или даже смешной, но для него первый прыщ или насмешка девочки – истинная катастрофа. Поэтому он никогда не будет доверять людям, которые его обижают насмешками над самым личным.
  • Дайте ребенку право на «свою территорию». У него должны быть личные секреты. Пытаться всеми правдами-неправдами их выведать – значит окончательно подорвать свой авторитет. Нельзя заставить ребенка быть откровенным насильно! Наоборот!
  • Рассказывайте подростку о своих подобных проблемах в этом возрасте: что вы чувствовали, как вышли из ситуации. Это не только сделает вас еще ближе, но и даст ему ощущение, что его случай не конец света: многие это проходили, из этого есть выход.
  • Не бойтесь признавать свою неправоту, просить за нее прощения у ребенка. Это даст ему правильный пример поведения, покажет, что вы общаетесь с ним на равных, вам можно доверять.
  • Не стесняйтесь демонстрировать ребенку свои чувства к супругу, стараясь скрыть серьезные проблемы ваших отношений (решайте их вдвоем). Пример взаимной нежности, теплой привязанности, объятия, поцелуи не только создают позитивный пример родительской пары, но и делают семейные отношения более теплыми, доверительными.

Да, семья как первый институт в жизни человека – это сложно, ответственно. Но правильно построенные отношения между членами семьи способствуют становлению гармонично развитой, успешной личности. Поэтому осваивать эту «науку» нужно обязательно.

Источник: https://Razvivashka.online/psihologiya/rol-semi

Роль семьи в воспитании ребёнка

Роль семьи в жизни ребенка неизмеримо велика по своей важности.

Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

Семья – первичная ячейка общества, в которой появляется новый человек; эта малая социальная группа – первая школа жизни ребёнка. Родители – первые учителя и воспитатели. Сила их воздействия на формирующуюся личность исключительно велика.

Основой влияния родителей на ребёнка является их бескорыстная любовь к нему, забота о нём в сочетании с требовательностью.

На эту любовь и заботу ребёнок отвечает чувством глубокой привязанности и любви к родителям, признанием их превосходства и авторитета, стремлением следовать им, подражать во всём. [2]

Появление ребенка в семье является серьёзным испытанием для родителей. Освоение и формирование роли отца и матери – важнейшая задача личностного развития в период взросления и проверка на прочность семейных отношений.    

Как известно, воспитание – это процесс и результат развития личности под воздействием целенаправленного обучения и воспитания. Воспитание детей – дело отнюдь не такое простое, а требующее от родителей заинтересованности в положительных результатах, терпения, такта, знании в области детской психологии и педагогики.

Родительская позиция формирует стиль семейного воспитания.

Под стилем семейного воспитания понимается неопределённая стратегия воспитания как сочетание различных вариантов поведения родителя, которые в разных ситуациях и в разное время будут проявляться в большей или меньшей степени. Стили семейного воспитания влияют по-разному на формирование личности ребенка.[1]
Выделяют 4 стиля практики родительского воспитания:

  • авторитетный;
  • авторитарный;
  • либеральный;
  • индифферентный.

Для того, чтобы выявить стиль семейного воспитания в семье, нами было проведено исследование для родителей. Была использована методика «Стратегия семейного воспитания» Н.М.Рухленко. В опросе приняли участие 24 семей.

По данным результатам выяснилось, что большое количество семей рассматривают свою семью с позиции авторитарного стиля – 52%, что указывает на то, что они хорошо представляют, каким должен вырасти их ребёнок, и прилагают к этому много усилий.

Они считают, что в большей мере характер ребёнка определяется воспитанием и для них самым удачным суждением является: «Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному» (Томас Футер). Либеральный стиль – 23%, высоко ценят своего ребёнка и считают простительными его слабости.

По их мнению, в большей мере характер ребёнка определяется врожденными задатками и учат детей обходиться без родителей. Авторитетный 21%, родители осознают свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Индифферентный – 4%, проблемы воспитания для родителей не являются первостепенными, поскольку у них забот немало.

Таким образом, полученные нами в ходе исследования результаты подтверждают, что стиль семейного воспитания играет важную роль в воспитании ребёнка.

Отсюда следует, что тем лучше семья воспитывает детей, тем лучше дети ведут себя, тем больше радости приносят они родителям и способствуют поддержанию здоровых отношений между ними, что в свою очередь укрепляет их воспитательный потенциал.

Родители должны понимать, каким же они хотят видеть своего ребенка, а также считают ли себя как достойным примером для своего ребенка.

Вместе с тем, представляем важные условия для родителей в процессе воспитания ребёнка:

  1. Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.
  2. Для ребенка важно чувствовать вашу помощь и поддержку.
  3. Хвалите ребенка в каждом случае, когда он того заслужил.
  4. В своих отношениях с ребёнком придерживайтесь «позитивной модели».
  5. Старайтесь выслушать то, что хочет сказать ребёнок.
  6. Если Вы что-то запрещаете ребенку, постарайтесь объяснить, почему Вы это делаете.
  7. Общение – суть жизни человека. Если мы хотим видеть наших детей добрыми, надо доставлять ребенку радость общения с нами – это радость совместного познания, совместного труда, совместной игры, совместного отдыха.
  8. Предоставьте ребенку возможность расходовать избыточную энергию.
  9. Воспитывайте у ребенка интерес к какому-нибудь занятию. Ему важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области.
  10. Тесно взаимодействуйте со школьными специалистами, выполняйте все их рекомендации.

Таким образом, семья для ребенка является жизненно необходимой средой, которая определяет путь развития его личности. Жизненную опору, психологический комфорт и эмоциональную защиту обеспечивает ребенку родительская любовь. Ребенок всегда должен чувствовать любовь, помощь и поддержку от родителей. 

Источник: https://e-koncept.ru/2017/770766.htm

Роль семьи в воспитании ребёнка

5763 (87 за неделю) / 24.10.16 09:00

Общеизвестен тот факт, что семья традиционно является основным институтом воспитания детей. То, что семья сможет вложить в детские годы в своего ребёнка, будет определять всю его последующую жизнь.

Как семья влияет на ребенка?

Семья – это минимальная ячейка общества, которая при воспитании детей должна действовать скоординировано, выполняя определённые функции:

  • определять формирование личности ребёнка;
  • обеспечивать ему необходимые для физического развития условия;
  • обучать;
  • прививать любовь к искусству, формируя основы творческих интересов;
  • закладывать основы нравственного поведения, одобряемого обществом.
Читайте также:  Снится мед к чему - снится есть мед во сне к чему это

Важность, которую играет роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста, проистекает из того обстоятельства, что большую часть своей жизни малыш пребывает именно в кругу семьи.

Поэтому ни один другой институт воспитания, с точки зрения продолжительности воспитательного воздействия на личность ребёнка, не может соперничать с воспитанием в семье. Основы характера закладываются именно в недрах семьи, и ещё только собирающийся идти в школу ребёнок, наполовину уже сформирован как личность.

Именно в семье малыш получает свой первый жизненный опыт, делает первые наблюдения, учится поведению в разных ситуациях. Очень важны конкретные примеры, когда практическими поступками подкреплялись бы нравоучительные слова. Ребёнок должен видеть, что теория у родителей не расходится с практикой.

Если родители твердят своему чаду, что врать нехорошо, однако, сами регулярно лгут, то все их нравоучения малыш пропустит мимо ушей. Но семейное воспитание не всегда носит положительный характер, оно может быть и негативным.

Безусловным положительным воздействием семьи можно назвать то, что малыша в семье окружают по-настоящему близкие ему люди: мама и папа, братья и сёстры, бабушки и дедушки. Вряд ли другие люди смогут так искренно любить и заботиться о малыше, как это делают члены семьи.

Но семья вместе с тем является тем социальным институтом, который может принести больше вреда, чем другие, опять же из-за своей важнейшей роли в процессе воспитания.

Многие, наверное, замечали, что у постоянно тревожащихся матерей дети также имеют беспокойный характер. У слишком честолюбивых родителей, которые подавляют собственных детей, те вырастают со сформированным комплексом неполноценности.

Если несдержанный отец от любого пустяка воспламеняется как порох, то свои дурные черты поведения он наверняка передаст и сыну.

Естественно, в таких ситуациях возникает желание сделать так, чтобы свести к минимуму отрицательные моменты воздействия семьи. Для этого нужно, прежде всего, точно найти внутри семьи те социально-психологические факторы, которые имеют важное воспитательное значение. Важно помнить, что главной целью в воспитании ребёнка является достижение нравственной связи, душевного единения между родителями и маленьким человечком. Воспитательный процесс нельзя пускать на самотёк и когда малыш немного подрастёт, ведь подростков также нельзя предоставлять самим себе.

Физическое развитие в семье

Физическое развитие заключается не только лишь в ежедневных занятиях утренней гимнастикой или совместными пробежками.

Это, конечно, также положительные моменты воспитания, но физическое развитие начинается ещё задолго до подобных упражнений, ведь к нему относится также формирование у ребёнка с первых же месяцев элементарных двигательных навыков: вначале сидения, потом ходьбы без посторонней помощи и, наконец, приобщение крохи к здоровому образу жизни.
Любовь к физкультуре и спорту нужно прививать ребёнку с раннего детства. Легче этого добиться, привнося в совместные занятия развлекательные элементы, ведь для дошкольника ведущим видом деятельности остаётся игра. Ребёнку постарше важнее уже собственный пример родителей. К тому же, при совместных занятиях спортом возрастает и сплочённость семьи.

Становление личности

Поскольку ребёнок львиную долю своего времени проводит в семье, то его личность больше всего формируется в процессе взаимодействия с её членами. Есть два направления этого процесса:

  • целенаправленное влияние родителей на ребёнка: воспитание, формирование привычек, построение определённого образа мыслей;
  • наблюдение ребёнка за родителями и другими старшими родственниками и попытки подражать их поведению.

Но личность ребёнка формирует не только такое семейное взаимодействие, но и тот факт, что со временем меняется даже поведение и привычки взрослых людей.

Нравственность и коррекция культуры поведения

Под культурой поведения понимается совокупность норм и правил, которых должен придерживаться живущий в обществе человек. Поэтому родители с детства учат своих детей вести себя «правильно», делая при этом следующее:

  • учат малыша правильно вести себя с окружающими: детьми, воспитателями, школьными учителями, друзьями по двору, родственниками и посторонними людьми;
  • учат доброжелательному общению и объясняют правила этикета;
  • учат новым словам и грамотной речи, прививают любовь к чтению;
  • обучают приёмам личной гигиены.

В результате у малыша формируется культура речи и общения, деятельности, закрепляются навыки личной гигиены.
В семье также закладываются основы нравственного поведения, родители и ближайшие родственники первыми объясняют, что хорошо, а что плохо.

Появление любознательности и творческих интересов

Все дети любознательны. У дошкольников эта любознательность выражается чередой бесконечных «почему» об окружающем мире. Родители, отвечая на эти вопросы, ещё более стимулируют интерес малыша к познанию.

Развивать любознательность у младших школьников, уже умеющих читать, нужно посредством книг.

Стихи, сказки, совместное прочтение с последующим обсуждением произведений из школьной программы, развивая интерес ребёнка к познанию, одновременно будут сближать его с родителями.

Разносторонне развитую личность, пусть даже пяти лет от роду, будет интересовать искусство. Поэтому на выставки и в музеи можно ходить уже с дошкольником. Для них специально устраиваются театральные спектакли – их посещение развивает тягу ребёнка к творчеству, воспитывает любовь к искусству и культуре.

Обучение

Познавательные способности начинают развиваться у малыша намного раньше, чем думают иные родители. Уход за малышом и улыбка матери, совместное чтение книг и ответы на бесконечные «почему», обычное общение и развивающие программы – благодаря всему этому малыш познаёт что-то новое.

Эти простые с виду занятия позволяют малышу многое узнать об окружающем мире и жизни в семье.
К сожалению, порой семейное воспитание приносит и неутешительные результаты, пагубно сказывается на развитии детской личности.

Если отношения с родителями не были гладкими, то и через много лет, уже давно ставший взрослым человек вспоминает о них с горечью. Здесь многое зависит от стиля семейного воспитания.

Стили семейного воспитания

Педагоги и психологи отмечают три стиля семейного воспитания:

  • демократический;
  • диктаторский;
  • попустительский.

Демократическое воспитание

Считается самым подходящим. В данном случае родители проявляют внимание к ребёнку, уважают его выбор и учитывают его мнение.
При таком отношении у малыша формируется ответственность за собственные поступки и самостоятельность.

Родители внимательно выслушивают малыша, а при решении возникших у него проблем пытаются помочь ему советом или хотя бы добрым словом. Поэтому в таких семьях дети уверены, что найдут в семье участие и поддержку, и эту уверенность сохраняют, даже когда выпорхнут из родимого гнезда.

В таких семьях обращают внимание и на правильное половое воспитание, по-разному воспитывая мальчиков и девочек. Дети же, глядя на союз родителей, усваивают его гармоничность.

Диктаторское воспитание

Стремящиеся к диктату родители чрезмерно строги с ребёнком, требуют неукоснительного выполнения любых их требований, мнение же малыша практически не учитывается.

Своего такие родители добиваются благодаря принуждению, угрозам и приказам, что разрушительно сказывается на личности малыша. Родительский диктат вызывает внутренний протест у ребёнка или глубокое подавление его личности.

В первом случае ребёнок становится грубым, агрессивным, готовым на лицемерие и ложь, а во втором становится полностью пассивным и апатичным.

Попустительское (либеральное) воспитание

Обычно либеральное воспитание вызвано чрезмерной любовью к ребёнку, когда все его капризы и желания поощряются. При либеральном воспитании вырастают безответственные и недисциплинированные дети. В своей несоразмерной любви родители просто не замечают, что их чадо становится эгоистом.

Роль каждого родителя в воспитании ребенка

Родители хотят видеть в своих детях своё продолжение, хотят, чтобы те смогли реализовать свои идеалы и мечты лучше, чем это удалось им самим. Но если каждый родитель имеет свой, отличный подход к воспитанию, то неизбежно возникнет конфликтная ситуация.

Поэтому им самим нужно прежде убедить друг друга и прийти к компромиссу, который, по возможности, будет включать основные взгляды обеих сторон. Готовясь совершить какой-то поступок, один родитель должен учитывать мнение по этому поводу другой половины.

Но связанные с воспитанием вопросы родителям необходимо обсуждать в отсутствии ребёнка, ведь ему ни к чему видеть противоречивость позиций родителей, иначе он сможет на этом играть.

Дети чутко «фильтруют» разговоры родителей и очень ловко способны маневрировать между ними, чтобы добиться собственной выгоды. Такие манёвры практически всегда направлены «не в ту в сторону»: непослушания, лени, плохой учёбы.

Поэтому, принимая общее решение, родители должны рассматривать его не под углом своих взглядов или интересов, а руководствоваться пользой, которое оно принесёт ребёнку.
При общении взрослых с детьми могут превалировать следующие принципы общения:

  • восприятие ребёнка таким, какой он есть;
  • эмпатия или сопереживание, в этом случае взрослый принимает позицию малыша и смотрит на проблему его глазами;
  • конгруэнтность – под этим геометрическим термином скрывается адекватное отношение к происходящему со стороны взрослого человека.

Роль мамы

Роль матери в семье традиционно важнейшая. Взаимоотношения между ней и ребёнком, безусловно, сильнейшим образом влияют на все сферы жизни и развития малыша, они в основном и определяют, как у будущего человека впоследствии сложится жизнь. Конечно, любой маме, прежде чем учить чему-то малыша, следует подумать и о своём воспитании.

Малыши чутко чувствуют своих мам, перенимают их эмоции и поведение, которыми затем пользуются в жизни.
Именно поэтому в младенческом возрасте важнее всего давать малышу максимум заботы и любви, не жалеть времени и внимания для занятий с ним. В результате из него вырастет полноценная и гармоничная личность.

Если же мать плохо обращается с крошкой, то между ними рвутся эмоциональные связи, из-за чего у него искажается понятие собственного «Я». В процессе социализации ребёнка, кроме того, большое значение имеют отношения внутри семьи и между матерью и окружающими людьми.

Маме же важнее всего любить своё чадо и не проявлять помарок собственного воспитания.

Роль папы

Роль отца в воспитании ребенка чаще всего заключается в следующем:

  • развитие двигательных функций и физическое воспитание ребёнка;
  • поддержание в семье корректных и уважительных взаимоотношений;
  • расширение интеллектуального кругозора ребёнка с использованием конструкторов, головоломок и прочих развивающих игр;
  • формирование у малыша поведенческой модели;
  • обучение соблюдения социальной иерархии.

Роль в воспитании бабушек и дедушек

Старшее поколение семьи готово всё лучшее отдать своим внукам. Но их воспитание обычно вторично, а родители не должны позволять им получать перевес в воспитании. Бабушки и дедушки должны стать связующим звеном, которое соединяет их детей с внуками, но дальше их влияние распространяться не должно.

Варианты отношений родителей к ребёнку

  • Многие родители любят ребёнка ни за что, им неважно, красив ли он, умён ли, жалуются ли на него соседи. То есть, здесь действует безусловная любовь, которая заставляет воспринимать его таким, каков он есть.

  • Другие родители любят ребёнка лишь тогда, когда он соответствует их ожиданиям – отличается хорошим поведением и успеваемостью. Но стоит ему в чём-то «проколоться», выпасть из жёстких рамок требований, то родители его сразу же почти отвергают, резко меняя отношение к нему в худшую сторону.

    Это чревато большими неприятностями, ведь ребёнок не чувствует уверенности в родителях, у него отсутствует та эмоциональная «подушка безопасности», которая должна формироваться ещё в раннем детстве. Подобные отношения называются «обусловленной любовью».

  • Есть и такие родители, которые вовсе не воспринимают ребёнка, он им либо безразличен, либо даже активно отвергается ими (что случается у опустившихся алкоголиков). Впрочем, и в благополучных с виду семьях могут быть подобные отношения, если ребёнок был незапланированным или его появление вызвало большие неудобства.

    Сами родители могут не осознавать такого отношения. Например, подсознательно мама, глядя на дочку, может размышлять, что та не пошла в неё красотой или менее общительна. На фоне этих мыслей дочь начинает её постепенно раздражать.

Воспитание гармоничной сильной личности

Есть внутрисемейные факторы, имеющие большое воспитательное значение. С их помощью можно, с одной стороны, ещё более увеличить положительную роль семьи в деле воспитания, а с другой стороны, уменьшить потенциальное дурное влияние семейного воспитания. Следующими правилами полезно пользоваться при воспитании детей внутри семьи:

  • отыскивать время для простого общения с малышом;
  • быть активным участником семейной жизни;
  • способствовать всестороннему развитию малыша, интересоваться его проблемами, давать ему полезные советы;
  • иметь понятие об этапах жизни ребёнка;
  • не давить на малыша, позволяя ему самому принимать решения;
  • позволять ребенку отстаивать собственное мнение;
  • относится к нему, как к почти равноправному партнёру, лишь имеющему более скромный жизненный опыт;
  • уважительно относиться к стремлению любого из домочадцев сделать карьеру и самосовершенствоваться.

Источник: http://blogs.bebeshka.info/vospitanie-detey/rol-semi-v-vospitanii-rebenka

Ссылка на основную публикацию