Воспитание детей дошкольного возраста задачи и методы

Методы воспитания детей дошкольного возраста

Разносторонние способы воздействия на индивидуумов с целью их развития называется методами воспитания. Методы воспитания детей значительно отличаются в зависимости от их возрастной группы. Они применяются практически с первых дней жизни. Специалисты классифицируют их, так как, несмотря на общие цели, пути их решения абсолютно разные.

В дошкольном возрасте, в большинстве случаев воспитательный процесс ложится на плечи воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Однако они будут малоэффективны, если не закреплять полученные навыки, знания дома.

Классификация способов воздействия

На выбор определенной методики влияют сразу несколько факторов, характер воспитуемого, располагаемое время и наличие условий, степень квалификации преподавателя (воспитателя), возраст ребенка, уровень развития группы детей, коллектива, а также возраст детей.

Методик существует превеликое множество и для удобства их разбили на три группы:

  1. Развитие сознания малыша. Даная цель достигается при помощи поучительных историй, басен, бесед. Сознание ребенка восприимчиво в раннем возрасте к рассказам, включающие этические стороны личности. Истина рождается в споре? Верно, даже в столь раннем возрасте нужно «вызывать» детей на словесную дуэль. На доступном им языке, дошкольники должны активно принимать участие в отстаивание своих взглядов. 
  2. Хорошо воздействует на сознание метод убеждения. К предыдущим путям решения добавляется инструктаж. Здесь большое значение имеют практические занятия в виде упражнений. Обучающий должен в виде поручений приучить детей к выполнению определенных, общепринятых требований.
  3. Стимуляция. Постоянно поддерживать, а иногда и подогревать интерес к образовательному процессу. Под стимулирующими методами воспитания детей дошкольного возраста понимают поощрения, наказания. Необходимо периодически, в нужный момент вызывать между детьми дух соперничества. В этой группе применимы похвала, знаки одобрения, поощрения в виде похвальных писем, небольших подарков (призов), слов благодарности.

Способы воздействия имеют дополнительные классификации:

  • Классические методы – путем небольшого подавления воли, убеждения, похвалы, показания наглядных примеров;
  • Нововведения особо актуальны в прогрессивном современном обществе. Развитие творческого потенциала, корректирования с применением новейших методик, алгоритмов; 
  • Методы формирования социального опыта детей носят неформальный характер. Применяются они, как правило, через личностные отношения путем взаимодействия в социуме;
  • Практические способы – упражнения, применения полученных теоретических знаний на практике при помощи игр, включая ролевые, сценических постановок;
  • Развитие умения рассуждать происходит при помощи самопознания собственного эго и его соотношением с действительностью.

При таком разностороннем понятия и разделение способ по группам, основной целью воспитания является приобретение общественного опыта у детей. Российский новатор и ученый Караковский в свою очередь, упростил классификацию и разделил методы по шести группам воспитания:

  • при помощи слова;
  • ситуации;
  • действий;
  • игр;
  • общения;
  • взаимоотношений.

В качестве основных средств для воспитания можно применять любые предметы из богатого выбора объектов и явлений окружающей действительности, даров природы и так далее.

Способы развития речи

Развитие речевых навыков является важнейшим компонентом обучающей методики. Особое значение такое обучение для детей в возрасте двух-трех лет. Через речь, ребенок учится передавать свои мысли, переживания. Не без помощи взрослого малыш должен уметь определять временные, причинно-следственные, количественные, пространственные явления.

При помощи речи дети будут расширять как свое мировоззрения, так и социальный круг общения. При этом эти отношения научат ребенка правильно употреблять части речи, слов. Методы и развития речи разносторонне и имеют несколько путей.

В качестве общих знаний малыши должны уметь:

  • Понимать, когда к ним обращаются. Вначале понимание приходит вместе с визуализацией, наглядными примерами;
  • Далее они должны не только откликаться на обращения, но и отвечать на вопросы старших;
  • Понимать содержание речи и действовать в соответствии с содержанием;
  • Среди речевых навыков в младшем дошкольном возрасте, ребенок должен уметь задавать вопросы, касающиеся его эмоциональных переживаний и уметь отпрашиваться у взрослых.

Успехи развития речи детей выражены в умении вести монолог, повествуя о каком-либо событии. Возраст три года считается периодом активного формирования словаря. В него входит:

  • Название предметов, которыми кроха пользуется в процессе своей активности и, которые его постоянно окружают;
  • Описывать предметы, включая их особенности. Например, описывать их формы, цвета, размеры по отношению друг другу;
  • Умения называть предметы по их функциональности. Например, что бумагу режут ножницами, а хлеб нарезают ножом, кашу кушают ложкой, сок пьет из стакана и так далее;
  • Малыш должен уметь описывать свои действия. Например, я пошел гулять, попил из чашки, хочу кушать;
  • Уметь называть своих родных и близких по именам.

Для развития речи детей дошкольного возраста применяют игровой, учебный, трудовой и бытовой способ. В педагогике собраны не только дидактические, но и практические пособия для развития речи.

При нейтральном или пассивном участии взрослых, формирование словаря у детей будет заторможенным или вовсе приостановиться его пополнение.

Отсутствие внимания может привести к появлению в лексиконе детей слов-паразитов, жаргонных или даже бранных выражений, ведь дети в таком возрасте повторяют все услышанное.

Дидактические материалы направлены на развитие мелкой моторики, напрямую влияющей на речь, и умения различать звуки, их тональности.

Исследования, проведенные в области развития речи, выявили несколько уровнем развития:

  1. Низкий уровень обусловлен с совместным восприятием речи, но только с наглядностью. Он постоянно просит повторить то, что ему сказали. В ответ на вопрос, пытается ответить не словами, а жестикуляцией. В разговоре использует только простые слова, да и не особо стремится вступить в диспут или просто общаться с людьми при помощи слов. 
  2. При среднем уровне, маленький человечек понимает речь, но вот ответы у него вызывают затруднения. Он не может правильно оформить предложения, но при этом с желанием вступает в разговор как со своими сверстниками, так и с взрослыми.
  3. При высоком уровне ребенок достаточно свободно общается при помощи простых предложений и составляет он их правильно. Он понимает все то, что ему говорят, может взять инициативу на себя при вступлении в диалог, беседу.

В дошкольном возрасте ребенку важна правильная постановка звуков. Грамматические навыки формирующего словарного запаса осваивают чуть позже в младших школьных классах. Среди формирования речевых навыков используют три группы методов:

  • Наглядный;
  • Словесный;
  • Практический.

К наглядному способу относится созерцание, а также его производные. Это могут быть экскурсии, исследования предметов, осмотры достопримечательностей и так далее. Наглядный метод выступает в роли закрепления имеющихся знаний.

Словесный способ обучения применяется как в детских садах, так и дома. Правда, в домашних условиях он применяется чаще. Это чтение сказок, заучивание наизусть стихотворений, пересказ прочитанного родителями рассказа и так далее. К этому же методу относится и изучение игрушек, описание увиденных изображений.

Однако самостоятельно это не будет эффективно. К примеру, рассказ взрослого должен достигнуть своей цели. Для лучшего восприятия, повествование не должно быть перегружено ненужными элементами.

Содержание рассказа должно соответствовать жизненному опыту ребенка, а само чтение должно быть выразительным. После прочтения рассказа, малышам требуется объяснение некоторых моментов. Наводящие вопросы помогут дать объективную оценку содержанию рассказа и действиям его главных героев.

К практическому способу относится применение дидактического материала в виде готовых настольных игр, детских постановок а-ля театр. Практические способы используют в качестве решений речевых задач.

Самыми простыми практическими методами считаются игры с предметами. Например, внезапные исчезновения и появление предметов, введение компонентов соревновательного азарта и так далее.

Развитие слуха

Пополнение словаря у детей не будет продуктивным, если у малыша неразвитый звук. Потому, музыкальное образование пусть даже и домашнее очень важно. Принятие и понимание музыкальных произведений. Кроме того, музыкальные занятия являются основой формирования музыкальной культуры.

Способы музыкального обучения классический вариант, используемый педагогами вот уже не один десяток лет. Как и в развитие речи, музыкальное воспитание включает в себя три разновидности методик:

  • Наглядная;
  • Словесная;
  • Практическая.
  • Вместе со слухом одновременно развивается творческая сторона. Все методики должны применяться вместе с соответствующей последовательностью. Вначале наглядный пример через прослушивание, рассматривание иллюстраций к произведению. Далее идет процесс закрепления, при котором ребенок может воспроизвести услышанное, увиденное, в соответствие со своими навыками. Заключительный этап включает в себя создание практической базы. Для начала преподаватель показывает, как работать с полученным материалом, а дальше дети должны за ним повторить.

Количество задач увеличивается по мере взросления детей. Например, перед школой дети должны больше выполнять заданий самостоятельно. Так, имеется возможность определить их уровень развития.

Разнообразие способов не говорит об их разрозненном исполнении. Они эффективны только вместе, взаимно дополняя друг друга. Формы их использования зависят от выбранного дидактического материала.

  • Наглядный способ делится в свою очередь на слуховой и зрительный. В музыкальном воспитании слуховой метод находится в приоритете, так как без него не будет и музыкального восприятия. Основной целью данного обучения является научить малышей отличать контрастность между музыкальными произведениями. Для этого, педагог должен поставить перед детьми сравнительные задачи. Дети должны вначале отличать разные жанры. Задача по мере развития усложняется, постепенно они должны научиться распознавать отличия между практически аналогичными произведениями.

Зрительный метод в музыкальном воспитании – вспомогательный элемент. После услышанного, ребенок впечатлен, а закрепить полученные эмоции помогут иллюстрации.

Здесь, детки могут пофантазировать, рассказав, с чем у них ассоциируется услышанное музыкальное произведения. В расчет принимаются и абсолютно незнакомые образы или явления.

Учитывая, что зрительный метод лишь вспомогательный, то применяют его по мере необходимости.

К примеру, на выбор детей предлагаются несколько картин с различной тематикой. Дети выбирают любой жанр, основываясь на своих ощущениях.

  • Словесный способ универсален. Через слова преподаватель переедет знания о музыке, знакомит их с исполнителями, композиторами, музыкальными инструментами. При помощи слов воспитатель может объяснить восприятие музыки, придавая ей легкости или наоборот, больше мрачных ноток.

При общении с детьми о музыке очень важным считается передача характера музыки, ее настроения. Необходимо объяснить детям, как при помощи некоторых нюансов можно звукам придать того или иного звучания.

Беседы с детьми должны нести эмоциональный характер. Потому в детских дошкольных учреждениях дети постоянно разучивают пени, при этом музыкальный работник учит детишек петь правильно, следуя ритму и мелодии.

Физическое воспитание

Под методами физического воспитания детей дошкольного возраста имеется в виду физическое развитие маленького человечка. Оно очень важно для общественного развития. Физически развитый человек более уверенно чувствует себя почти в любой обстановке, нежели индивидуум, не любящий физических упражнений.

Двигательная активность детей развивается путем применения целого комплекса упражнений. Для ДОУ они регламентированы и входят в состав сопроводительной документации. Процесс физического воспитания тесно переплетен с общепедагогическими методами.

Специфическая методика включает:

  • Упражнения, регламентированные дошкольным учреждением;
  • Эффективны и особо приемлемы упражнения игровой формы;
  • Способы, облаченные в соревновательную форму.

Стоит ли повторяться, но методами физического воспитания детей дошкольного возраста управляют все те же три группы, зрительная, словесная и практическая.

Регламентированные упражнения должны соблюдаться определенными условиями. Они должны:

  • Строго соответствовать технике выполнения упражнений. Сюда входит и их комбинация, а также связки и очередность их выполнения; 
  • Соответствовать объему и интенсивности нагрузок, приемлемых определенной возрастной категории. Динамика их выполнения должна строго соответствовать психическому и физическому состоянию ребенка на момент выполнения упражнений;
  • Должно соблюдаться время, отведенное на упражнения, а также на отдых, перерывы между ними;
  • Для различных упражнений в наличии должен иметься и соответствующий спортивный инвентарь. Это обручи, гантели, мячи, шведская стенка, маты и так далее.
Читайте также:  Снится к чему снег - много белого снега к чему снится

Игровой способ воспитания носит не только физический, но и психологический, а также эмоциональный характер. Плюс игрового метода еще и в том, что она развивает координацию движений, развивает способность действовать самостоятельно, творческий потенциал.

Соревновательный способ. Его главное отличие от игрового способа в том, что он воспитывает морально-волевые качества в раннем возрасте. Спортивные состязания преимущественно проводятся среди старших детских групп.

При проведении совместных соревнований среди групп детей, важно чтобы их элементы соответствовали физическому развитию малышей. Они развивают не только соревновательный дух, но и учат человека адекватно оценивать результаты и реагировать на них. Кроме того, они воспитывают в детях сознательное восприятие требований, представленных в состязаниях в виде правил.

Грамотно подобранные действия развивают двигательные навыки, гибкость, умению применять эти действия в реальных, жизненных условиях.

Спортивные конкурсы в раннем возрасте развивают творчество, как ни странно это бы не звучало.

На пройденном примере, дети со своими сверстниками способны придумать самостоятельно новые виды спортивных игр, которые могут напоминать классические элементы, но при этом иметь свои правила.

Организовывать спортивные состязания можно только при соблюдении ряда условий:

  • Дети должны иметь определенные двигательные навыки;
  • Все элементы должны следовать друг за другом в определенной последовательности;
  • Элементы должны быть полезны и формировать эмоциональные, физические, психологические навыки;
  • Они должны воспитывать чувство ответственности как за себя, так и за вою команду, а также уважать своего соперника.

Все приведенные выше примеры воспитания детей дошкольного возраста основаны на методике педагогического подхода в детских садах, развивающих центрах. Но они не значат ничего без их применения в домашних условиях. Ответственность за воспитание этих навыков лежит не столько на педагогах и воспитателях, сколько на родителях.

Источник: https://pups.su/vospitanie/metody-vospitaniya-detej.html

Задачи воспитания дошкольников

Замечание 1

В современной дошкольной педагогике при организации процесса воспитания детей выделены определённые направления, позволяющие более подробно рассматривать задачи, методы и средства воспитания.

К таковым относится: процесс умственного воспитания, нравственного, трудового, физического, художественно-эстетического воспитания, а также в некоторых исследованиях рассматривается процесс экологического и правового воспитания.

Прослеживается тесная взаимосвязь между представленными выше направлениями воспитания детей дошкольного возраста, но, между тем, в литературных источниках каждому направлению воспитания соответствуют свои специфические задачи.

Задачи физического воспитания дошкольников

Данное направление в воспитании детей дошкольного возраста является ведущим в современных дошкольных образовательных организациях. В задачи физического воспитания дошкольников входит:

  • охрана и укрепление здоровья, совершенствование растущего и развивающегося организма;
  • совершенствование функционального состояния организма ребёнка на каждом этапе дошкольного детства.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В ходе физического воспитания формируются двигательные навыки, умения и физические качества детей, развивается интерес к доступным видам деятельности. Именно поэтому чрезвычайно важна стимуляция и обогащение двигательного опыта ребёнка, формирование правильной осанки, развитие физических качеств – гибкости, ловкости, быстроты, силы, выносливости.

Задачи умственного воспитания дошкольников

Замечание 2

Важным структурным компонентом умственного воспитания является речевое развитие ребёнка.

В соответствии с этим решаются задачи обогащения и активизации словаря детей, проводится работа по формированию лексико-грамматических категорий, воспитанию звуковой культуры речи, развитию связной монологической и диалогической форм речи. Кроме данных задач, формируется интерес детей к составлению рассказов, описаний, пересказов.

Не менее важным направлением умственного воспитания дошкольников является развитие логического мышления, в ходе которого совершенствуются приёмы сравнения, устанавливаются доступные ребёнку причинно-следственные связи, анализируются факты, явления, события.

Задачи нравственного воспитания дошкольников

Среди задач нравственного воспитания детей дошкольного возраста можно выделить:

  • формирование уважительного отношения к взрослому человеку и своему сверстнику;
  • совершенствование культурно-гигиенических навыков;
  • формирование личностных качеств – ответственности, дружелюбия, самостоятельности, гуманного отношения к окружающим людям, животным;
  • воспитание стремления совершать хорошие поступки и воздержания от недозволенных поступков;
  • формирование справедливой оценки собственных поступков и действий сверстника.

В ходе нравственного воспитания развиваются нравственные чувства детей, воспитываются нравственные привычки, формируются нравственные суждения и оценки.

Задачи эстетического воспитания дошкольников

Осуществление эстетического воспитания в дошкольном возрасте позволяет формировать чувство прекрасного, эстетического отношения к миру, художественное развитие. Использование музыки, изобразительного искусства художественной литературе в процессе воспитания дошкольников позволяет успешно решать задачи эстетического воспитания дошкольников.

Задачи трудового воспитания

В процессе систематического трудового воспитания, осуществляемого с первых дней пребывания ребёнка в детском саду, решаются следующие задачи:

  • формируются представления дошкольников о труде взрослых и общественном значении труда;
  • воспитывается уважительное отношение к людям труда, бережное отношение к результату труда;
  • формируются трудовые навыки, положительные взаимоотношения ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/zadachi_vospitaniya_doshkolnikov/

Современные средства и методы воспитания дошкольников

Воспитание и обучение детей в дошкольном возрасте – это довольно трудный и ответственный процесс. На этом этапе развития у ребенка происходит становление личности, что ведет к последующему формированию его характера, привычек и способностей. Часто родителей волнует вопрос, с помощью каких средств и методов воспитания дошкольников можно провести подготовку к школе.

Дети дошкольного возраста — самые восприимчивые к воспитанию

Особенности дошкольного возраста

Развитие детей от рождения до зачисления в школьники происходит поэтапно. Изначально ребенок находиться в своем маленьком мире. Он интересуется вкусовыми качествами окружающих предметов, старается распознавать различные ароматы, совершает первые шаги и начинает выговаривать слова.

Далее следует дошкольный возраст, который обусловлено, делится на три периода:

  1. Младший – дети от трех до четырех лет. В это время происходит зарождение собственного «я». Ребенок уже знает, к какому относится он и окружающие. У него вырабатывается координация движений и мелкая моторика.
  2. Средний – дети от четырех до пяти лет. Период отмечается появлением мысленных действий с конкретными понятиями. У ребенка развивается самосознание и начинает сформировываться характер. Также разрабатываются сложные двигательные функции.
  3. Старший – дети от пяти до семи лет. В этом возрасте дошкольник начинает усиленно мыслить, распознавать свои обязанности и права, контролировать эмоции и поведение. Ребенок ловок и подвижен и легко поддается обучению.

3 периоды дошкольного возраста

Следующей ступенью формирования становиться школа. Как проявит ребенок себя в коллективе, насколько интересно будет для него обучение, что станет важным в этот период – во многом все зависит от дошкольной подготовки.

Ключевые новообразования дошкольного возраста

Методы для воспитания дошкольника

Воспитательные действия – это формы общеобразовательного процесса совмещенные с обучением. Воспитание детей до шести лет присутствует в общественных отношениях в семье и в учреждениях дошкольного возраста.

Воспитательная методика направленна включает в себя четыре категории воспитания:

  • формирование личности – установление взглядов, суждений и оценка возникших ситуаций;
  • организация действий – общение, взаимоотношения, приобретение опыта;
  • самооценка поведения, самоконтроль и анализ своих действий;
  • мотивация и побуждение к деятельности.

Формы воспитания детей

Для результативной подготовки ребенка к новому этапу его жизни используются различные приемы и формы воспитания.  Поощрение, убеждение, наказание и упражнение являются ключевыми способами воздействия на сознание, чувства и волю малыша для развития необходимых положительных качеств.

Эффективность процесса воспитания и обучения дошкольника достигается комплексным использованием всех форм организации педагогических действий.

Поощрение

Такой метод направлен на корректировку поведения ребенка. С помощью его можно научить дошкольника различать хорошие и плохие действия и понимать, что дозволено, а что нет. Поощрение укрепляет позитивные стороны поведения и мотивирует к хорошим поступкам.

Дети до шести лет восприимчивы к похвалам. Одобрительные слова придают им уверенности в себе и своих способностях. Ребенок старается быть лучше, чтобы заслужить одобрение и активно развивается, выполняя различные задания.

Поощрение для малышей — очень важное средство

Формы поощрения всегда базируются на индивидуальной особенности ребенка. Иногда для малыша лучшей наградой становиться улыбка или подбадривающие слова. Часто за хороший поступок может быть игрушка или подарок. Можно отметить достижения малыша поездкой за город или походом в кинотеатр.

Поощрение должно совмещаться с требованиями. Дошкольник должен знать, что от него ожидают и как необходимо поступать. Чтобы привить ему желание с раннего возраста чистить зубы или убирать за собой игрушки следует часто подбадривать и одобрять эти действия.

Поощрение детей помогает им полноценно развиваться

Наиболее значимым является поощрение, когда дошкольник сам осознает последствия своего поступка.

Наказание

Современные приемы воспитания часто исключают суровые формы воздействия на детей. Но иногда без них не обойтись. Наказание ни в коем случае не должно вредить здоровью малыша и использоваться только за конкретные проступки. Польза от такого метода может быть, только если иметь к нему правильный подход:

  • нельзя наказывать за давние проступки;
  • не ругать ребенка для профилактических целей, за нарушение дисциплины в будущем времени;
  • наказание не должно вызывать панического страха;
  • недопустимо проявлять свое неудовольствие после того как малыша уже простили;

Наказание для ребенка не должно быть страшным

Ни в коем случае не нужно путать наказание с унижением, которое нанесет только вред собственному достоинству дошкольника. Родители должны быть рассудительными, сдержанными, так как жестокость или наказание в общественном месте может привести ненависти и злобе.

Физические наказания недопустимы

Ребенок всегда должен понимать, за что он наказан. Родители обязаны разъяснить его вину и последствие плохого поступка.

Убеждение

Этот прием обучения и воспитания детей требует наибольших усилий. Действия родителей должны быть направлены к чувствам и сознанию ребенка. Огромное влияние при убеждении имеет пример хорошего поступка.

Чтобы достигнуть желаемого результата от данной воспитательной формы следует применять ряд правил, которые соблюдаются при общении с дошкольником:

  • объяснять ребенку нужно основываясь на определенные примеры и указывать конкретные доводы;
  • беседа должна проводиться на понятном для малыша языке;
  • убеждения базируются, только принимая во внимание все индивидуальные черты характера ребенка;
  • разговор должен иметь правильную логическую цепочку;
  • словесный разбор поступков следует проводить, разъясняя все темные и светлые стороны действий дошкольника;
  • при разговоре нужно всегда следовать всем этическим и моральным нормам.

Убеждение — одно из средств воспитания

Хоть такой прием воспитания довольно сложный, но все же он является хорошим помощником для внесения изменений в поведение и мышление малыша.

Упражнение

Данный метод основан на закреплении ребенком правильных необходимых для жизни действий. Упражнения состоит из регулярного повторения, закрепительного процесса и усовершенствования приобретенных навыков.

Упражнение не является механическим повторением действий и для его проведения необходимо:

  • сочетать повторение с примерами правильного поведения;
  • вызывать у ребенка положительные эмоции при очередном закреплении определенного действия;
  • закреплять навыки при различных обстоятельствах и в разных ситуациях;
  • давать позитивную оценку всем достижениям дошкольника;
  • поощрять проявление инициативы и самостоятельности при закрепительном процессе.

Упражнения с детьми должны быть регулярными

Упражнения проводятся как периодически повторяющиеся действия для формирования устойчивости и умения преодоления трудностей, что так необходимо для школьного обучения.

Такая воспитательная форма привлекает детей к организованному общественному процессу, который служит основой для развития привычек, навыков, старательности и терпения.

Правильное общественное поведение у детей формируется при совмещении всех приемов и методов воспитания в дошкольном возрасте.

Средства и методы умственного воспитания

Умственное воспитание ребенка дошкольного возраста значительно облегчит ему переход к школьной жизни. Для этого следует с малых лет развивать детскую любознательность и мышление.

Читайте также:  Заговоры и отвороты от пьянства

Также необходимо регулярно вырабатывать речь, тренировать память и внимание.

Умственное развитие — главная задача родителей

Дошкольник первым делом в шесть лет должен уметь:

  • точно повторять движения и копировать узоры;
  • разукрашивать соответствующими цветами и картинки и четко обрисовывать контуры;
  • рассказывать выученные наизусть небольшие стихотворения и пересказывать содержимое прочитанной ему книжки;
  • различать формы предметов и их соотносительное количество – больше, меньше;
  • знать о себе всю необходимую информацию – место проживание, имя, фамилию и отчество.
  • разбираться во временах года и времени суток.

В дошкольном образовании многое зависит от родителей, которые могут использовать различные средства обучения для подготовки к школе. Популярными действующими приемами являются:

  • развивающиеся игры, которые формируют у детей различные умения и знания;
  • общение, чтение книг и изложение всей информации об окружающих предметах.

Развивающие игры — средство умственного развития

Можно определить малыша в дошкольное учебное заведение или водить на занятия с профессионалами, где по разработанной методике проведут подготовку к школе.

Средства и методы физического воспитания дошкольника

Для общего развития ребенка дошкольного возраста немаловажное значение имеет физическое воспитание. Дети в этот период наиболее подвижны. Правильно направленная активность ведет к формированию выносливости и приобщению к здоровому образу жизни.

Физическая форма воспитания детей до семи лет заключается в использовании некоторых методов:

  • оздоровление – зарядка, закаливание, процедуры для профилактики сколиоза и плоскостопия;
  • приобретение двигательных умений – плавание, бег, прыжки, лазанье;
  • формирование выносливости, быстроты и ловкости.

Состав физического воспитания — описание

Способы привлечь ребенка к физической активности довольно простые:

  • совместные занятия спортом и выполнение всех оздоровительных процедур всей семьей;
  • приобретение спортивного снаряжения — турник, скакалка, шведская стенка, мячи;
  • определения ребенка в специальные спортивные секции.

Физическое воспитание помогает развить у дошкольника:

  • положительные качества характера – организованность, сдержанность, стойкость;
  • базовые основы нравственности – ответственность, взаимоуважение, справедливость, взаимоотношения в коллективе;
  • волевые качества – преодоление трудностей, решительность, смелость, выдержка.

Занятие физкультурой – это важная форма обучения и воспитания, которая готовит ребенка к дальнейшей жизни.

Занятия физкультурой — важный элемент развития

Воспитание и обучение ребенка дошкольного возраста включает в себя совокупность всех необходимых методов и средств, направленных для формирования положительных индивидуальных качеств дошкольника, которые позволят ему легко адаптироваться в коллективе. Но все воспитательные работы не принесут желаемого результата без любви, заботы и терпения.

Источник: http://detki.guru/vospitanie/doshkolniki/sredstva-i-metodi-vospitaniya.html

Физическое воспитание детей дошкольного возраста дома и в ДОУ — задачи, средства и методы

Задачи физического воспитания детей сводятся к формированию важнейших для нормальной жизнедеятельности… Эффективность повышается многократно…

[ads-for-wp ads-id=»9157″][ads-for-wp ads-id=»9158″]

Важнейшее значение для гармоничного развития ребенка имеет его физическое воспитание. Оно включает как собственно развитие тела малыша, его силы, выносливости, умения правильно двигаться, так и развитие интеллектуального интереса к спорту, стремление получить специальные знания.

Важность разностороннего воспитания

Воспитание обязательно должно быть разносторонним. При этом начинать регулярные занятия нужно буквально с младенчества.

Первые годы жизни ребенка сопровождаются активным формированием и развитием нервной, дыхательной, костно-мышечной системы. Если упустить момент, не удастся вырастить полностью здорового, успешного малыша.

Именно поэтому задачи физического воспитания детей дошкольного возраста имеют первостепенное значение.

https://www.youtube.com/watch?v=cQfj04uRCLw

Советуем ознакомиться: Умственное развитие дошкольника

Не секрет, что во многом от состояния здоровья человека, его физических возможностей зависит его успешность в различных видах деятельности. Именно поэтому так важно с первых дней жизни активно включиться в процесс гармоничного полноценного развития ребенка. В первые три года жизни это должны делать родители, затем к ним присоединяются педагоги детского сада.

Рекомендуем: Дыхательная гимнастика для детей

От рождения до школьного возраста семи лет ребенок развивается наиболее быстро и интенсивно. Формируется база для дальнейшего интеллектуального, духовного и физического развития. При этом нужно понимать, что важны не только занятия в детском саду, но и бытовая деятельность.

С малышом нужно гулять, причем его движение должно быть активным, то есть включать прыжки, бег, подскоки и пр.

Все это укрепляет кости, суставы, мышцы, нервы, органы дыхания, сердце, иммунную систему, улучшает обменные процессы, важные для правильного развития внутренних органов, кроветворения.

Прямая зависимость между физической и психической деятельностью в дошкольном возрасте сильна как никогда. Упущенные возможности наверстать уже не удастся, придется лишь исправлять ошибки с разной степенью успеха.

Принципы физвоспитания

Физическое воспитание дошкольников отвечает общим педагогическим принципам:

  • наглядность;
  • доступность;
  • активность;
  • сознательность;
  • систематичность;
  • индивидуальный подход и пр.

При этом средства воспитания физической активности играют важнейшую роль.

Так, эффективность физвоспитания повышается многократно, если ребенок освоил все требования гигиены: режим сна и отдыха, ухода за телом, одеждой и обувью и др.

Важнейшее значение имеет и такое средство, как природные факторы: солнечный свет, свежий воздух, водная среда.

Занятия в естественной природной среде гораздо более эффективны и для собственно развития навыков, и для решения вопросов закаливания.

Требования к упражнениям следующие:

  • знание анатомо-физиологических особенностей младенцев и дошколят;
  • учет целостности детского организма с опорой на ведущую роль центральной нервной системы;
  • основа воспитания в этом возрасте – подвижная игра, имеющая не только воспитательное, но и важнейшее оздоровительное значение;
  • индивидуальный подход, учет сил и умений конкретного ребенка, корректное отношение к детям с разными возможностями, если занятия проводятся в группе.

Задачи развития подопечных педагога на двигательных занятиях

Задачи физического воспитания детей старшего дошкольного возраста предполагают решение целого комплекса вопросов: оздоровительных, образовательных, воспитательных.

Задачами воспитания, относящихся к дошкольному возврату, выступает:

  1. Охрана здоровья.
  2. Необходимое по возрасту физическое развитие (рост, вес).
  3. Формирование у дошкольников жизненно нужных навыков движения:
    • метание;
    • бег;
    • ходьба;
    • прыжки и т.д.
  4. Формирование широкого круга игровых навыков.
  5. Вырабатывание скорости, силы, выносливости, интереса к подвижным играм, спорту и биографии известных людей в этой области.
  6. Формирование интереса к активным играм.

Оздоровительные задачи при этом решают вопросы формирования функционально полноценного организма. Вопросы здоровьесбережения – на первом месте:

  • закаливание с использованием природных факторов;
  • формирование верной осанки, укрепление мышц;
  • укрепление вегетативных органов: пищеварения, дыхания, сердечно-сосудистой системы и др.;
  • формирование координации, скорости, выносливости, других физических способностей.

Образовательные задачи сводятся к формированию важнейших для нормальной жизнедеятельности организма умений и навыков. Второе направление – пробуждение искреннего интереса ребенка к занятиям спортом и физкультурой. При этом физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста включает разные этапы освоения движений.

Для младенцев важнейшими являются следующие умения:

  • удерживать голову (к трехмесячному возрасту);
  • ползать, выполнять целенаправленные движения туловищем, переворачиваться на животик, опираться руками (к полугодию);
  • садиться, вставать, ходить «за ручку» (к 11 месяцам);
  • ходить (к году);
  • бегать, лазать, карабкаться на вертикальные опоры (три года).

Двигательная активность позволяет младенцу познавать окружающий мир, то есть полноценно развиваться. Дальнейшая работа должна привести к формированию у дошкольника таких навыков:

  • метать, ловить и удерживать предметы, спрыгивать с высокой поверхности, вести трехколесный велосипед (четыре года);
  • все основные движения повседневной жизни, включая плавание, лыжную ходьбу, лазание по лестнице, преодоление преград и пр. (шесть лет).

Наконец, воспитательные задачи призваны выработать привычку к ежедневной физической нагрузке, умение самостоятельно заниматься своей физподготовкой.

Сюда включено и развитие силы воли, крепких моральных принципов: смелость, честность, настойчивость, решительность.

Соблюдение принципов физического воспитания дошкольников, последовательное и своевременное решение указанных задач позволяет сформировать гармоничную, полноценную, успешную личность.

Этапы физического воспитания

Одним из этапов общественного воспитания выступает двигательная активность детей. С младшего возраста они должны быть развитыми в этом направлении.

Педагогам из ДОУ нужно уделять своим подопечным повышенное внимание: всесторонне развивать их морально-волевые качества, всестороннее обучать на активных занятиях.

Педагог проводит адаптацию ребятишек дошкольного периода к ДОУ. Это формирует у них необходимые для нормальной жизни качества.

Советуем прочитать: Воспитание гигиенических навыков у детей

К основным качествам, важным для полноценного существования личности, относят выносливость, силу, активную позицию по конкретным вопросам. Все эти качества, вкупе с психологическими чертами, составляют образ гармонично развивающейся личности. Лучшим периодом для закаливания организма, развития двигательных, а также речевых навыков, признается показатель до 7 лет.

Доу и физкультура

Физкультура с младшими детьми входит в состав общественного воспитания с наиболее узкой направленностью (по сравнению с педагогикой в целом). Это обучение двигательным движениям, овладения ребятишками специальных знаний, создание интереса к спорту.

Задача образовательного процесса этого направления состоит в том, чтобы осознанно формировать у младшего возраста необходимость в активном движении, спортивных играх, в физкультуре.

Это достигается путем совершенствования каждого человека: не только дошкольника, но и взрослого в его профессиональной жизни.

Физическое воспитание детей в ДОУ занимает особенное место в педагогическом процессе. Младший возраст заканчивается в 7 лет: тогда воспитатель наиболее эффективно может повлиять на своих учеников. Кроме того, в них закладывается основа для дальнейшего развития душевных и личностных качеств.

Физкультурные занятия как основа развития детей

Методикой физического воспитания дошкольников выступают способы его организации. К средствам воспитания подопечных в саду относятся физкультурные занятия, учрежденные и проводимые в этих образовательных учреждениях. Их ведет педагог, отвечающий за исполнение своих обязанностей и дошкольной программы.

Оздоровительные цели, преследуемые физкультуре, достигаются двигательной активностью детей. Это повышает обменные процессы в организме, усиливает их активность.

Основные задачи на физкультурных занятиях, которые ставит перед собой педагог, реализовываются формированием у дошкольника волевых качеств и освоения им простых знаний в спортивной области и культуре, усовершенствовании двигательных навыков.

Советуем прочитать статью: физическое воспитание школьников

Физкультурные программы в саду, школе различны по-своему содержанию. Все зависит от возраста детей. Поэтому структура занятия проводится с учетом особенностей работы нервной системы каждого дошкольника в определенном возрасте.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста — задачи и методы Ссылка на основную публикацию

Источник: http://RearChildren.ru/fizvospitanie/fizicheskoe-vospitanie-detej-doshkolnogo-vozrasta/

Методики воспитания для дошкольников

Образовательная система включает в себя множество различных программ, которые направлены на правильное развитие и воспитание каждого ребенка дошкольного возраста. Данный период жизни детей характеризуется активностью, любознательность, подражанием и быстрым усвоением новой информации, навыков.

При этом существует три этапа развития, каждый из которых имеет определенные особенности. Таким образом, обучающие методики, программы и технологии отличаются существенной важностью, так как позволяют осуществлять качественный образовательный процесс.

В процессе обучения также учитывается не только возраст детей, но и индивидуальные особенности развития, цель программы, диагностика эффективности образования и другие важные моменты.

Существует большое разнообразие методов, направленных на эффективное развитие и воспитание детей. Каждая технология имеет определенные особенности, а для классификации методов используется специальная система.

Таким образом, выделяется три группы, которые объединяют в себе схожие по характеристикам способы обучения. Такая система позволяет легко подобрать оптимальный вариант обучения ребенка в детском саду.

Данная схема необходима в период дошкольного возраста, так как в это время дети требуют особенного внимания.

Дошкольный возраст разделяется на несколько периодов: младший, средний и старший. В детском саду существуют соответствующие группы, что позволяет подобрать оптимальную программу образования в зависимости от возрастных особенностей. Каждый период имеет характерные черты, которые выражены в следующем:

Каждый период развития малыша требует особенного подхода. Именно поэтому при работе с детьми используются специальные методы, программы и системы.

Такой подход позволяет осуществить качественный образовательный процесс с учетом возрастных особенностей, поставленных целей и других важных моментов.

Читайте также:  Если снится человек - к чему снится человек который нравится

При этом основная цель всех методик заключается в гармоничном воспитании, заложении правильных основ и формировании верных образов.

Различные методы направлены на достижение необходимых целей, которые определяются возрастом и уровнем развития ребенка. В процессе обучения в детском саду применяют разнообразные методики, имеющие определенные цели.

Например, существуют образовательные программы, способствующие развитию творческих способностей ребенка, физическому развитию или изучению окружающего пространства и природы. В каждом случае для обучения используются различные материалы, наглядные пособия и другие элементы.

Такой подход позволяет передать знания детям наиболее понятным и доступным способом, обеспечив качественное усвоение информации.

Классификация методик, применяемых при работе с детьми в детском саду, осуществляется по определенным параметрам. Существует три больших основных группы:

Источник: http://deti.center/doshkolnyy_vozrast/metodiki_doshkolnogo_vospitaniya.html

Методы воспитания детей дошкольного возраста

В центре воспитательного процесса находится ребенок – воспитуемый. По отношению к нему как к объекту воспитания педагоги и воспитатели выступа­ют субъектами воспитательного процесса, воздейству­ющим на личность с помощью специальных методов и технологий воспитания.

Методы воспитания – это способы педагогичес­кого воздействия на сознание воспитуемых, направ­ленные на достижение цели воспитания.

В последнее десятилетие в педагогической теории существует понятие технологий обучения и воспитания.

Применение педагогических технологий в обра­зовании – это четкое определение участниками педагогического процесса целей и задач взаимодей­ствия с воспитанниками и обучающимися и пошаго­вое структурированное определение путей и спосо­бов их реализации.

Таким образом, технология реализации педагогического процесса – это совокуп­ность последовательно реализуемых технологий пе­редачи информации, организации различных видов деятельности детей, стимулирование их активности, регулирования и корригирования хода педагогичес­кого процесса и его текущего контроля.

С помощью методов воспитания и развития детей корректируется их поведение, формируются качества личности, обогащается опыт их деятельности, общения и отношений. Методы воспитания направлены на це­лостное развитие и воспитание личности.

145

Поэтому естественно, что в воспитательном процессе с помощью методов воспитания педагог, воздействуя наличность, предусматривает развитие и воспитание не отдельных качеств, умений и навыков, а целостное формирование личности.

Эффективность методов воспитания повышается, если они используются в процессе организованной разнообразной деятельности ребенка, так как только в деятельности возможно формирование и развитие определенных черт личности, умений.

Методы воспитания используются в единстве, во взаимосвязи. Невозможно, например, использовать метод поощрения, не применяя метод убеждения (разъяснения, беседы, примера).

При этом педагоги отбирают методы, ориентиру­ясь на закономерности, присущие специально органи­зованному воспитательному процессу.

Методы воспитания только в том случае могут быть «инструментом прикосновения» (А.С.

Макаренко), если воспитатель правильно находит оптимальный вариант их сочетания, если он учитывает уровень раз­вития и воспитанности детей, их возрастные особен­ности, интересы, стремления.

Особенно важно при подборе методов воспитания знать мотивы поведения и деятельности детей. Здесь недостаточно простого наблюдения за детьми, нужны специальные диагнос­тические методики.

Методы воспитания в различных педагогических ситуациях должны постоянно варьироваться, в этом и проявляется профессиональный и творческий подход к процессу воспитания.

До сих пор в образовательных учреждениях раз­ного вида в основном используются только словесные методы воспитания. Однако практика показывает, что нельзя полагаться только на одну группу методов, не­обходим комплекс методов

Все методы воспитания адресованы к личности воспитанника. Но если воспитательные воздействия не принимаются ребенком и не становятся внутренним стимулом его поведения, то можно говорить об инди­видуальной работе, о подборе методов, соответствую­щих особенностям воспитания, организации специаль­ных педагогических ситуаций.

146

Процесс воспитания и развития личности ребенка будет эффективным только при условии, когда воспи­тательные воздействия переходят во внутренние сти­мулы его поведения и деятельности.

В педагогической науке кроме понятия «метод» используются и такие понятия, как «средство», «при­ем» воспитания.

Прием – это частное проявление того или друго­го метода. По отношению к методу воспитания он носит подчиненный характер. Можно сказать, что прием – это отдельное действие внутри конкретного метода.

Средство воспитания – понятие более широкое. Под средствами воспитания следует понимать все, что может использоваться в воспитательном процессе: предметы, технические средства, разнообразные виды деятельности, средства информации, игрушки, нагляд­ные пособия.

Методы, приемы и средства настолько взаимосвя­заны в воспитательном процессе, что практически невозможно провести между ними границу. Всем этим категориям, как и самому воспитательному процессу, свойственна подвижность, изменчивость.

Гуманизация образования, ориентация на личнос­тную модель воспитания – все это требует доверитель­ных, внимательных отношений педагогов и воспитан­ников, разумного, вдумчивого применения методов воспитания.

Классификация методов воспитания

Анализ реального педагогического процесса дает возможность увидеть, что методы воспитания не приме­няются изолированно друг от друга. Все они взаимосвя­заны, и в зависимости от ситуации одни методы перехо­дят в другие.

При этом всегда выделяется ведущий метод, а остальные дополняют его.

В педагогической теории разработана классификация методов воспитания, в ос­нове которой особенности самих методов и специфика их применения в воспитательном процессе.

Существует много подходов к классификации ме­тодов воспитания. В этом учебном пособии мы даем ту классификацию, которая на сегодняшний день является наиболее стабильной и широко используется на практике.

147

В основу методов воспитания положен деятельностный подход к воспитанию и структура самой деятельности. Отечественный психолог Л.Л. Люблин­ская выделяет следующие основные звенья в структуре деятельности:

• цель – что человек хочет;

• мотив, побуждающий человека к действию, ради чего человек действует;

• средства, используемые для достижения постав­ленной цели;

• результаты деятельности, либо в материальной сфере, либо в духовной;

• отношение человека к результатам и процессу са­мой деятельности.

Уже в структуре деятельности заложены опреде­ленные воспитательные возможности.

Исходя из этой структуры деятельности выделяет­ся четыре группы методов воспитания:

Источник: http://doshkolnuk.com/metody-vospitaniya

Физическое и нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Воспитание детей дошкольного возраста – это, пожалуй, самый важный момент в образовании детей вообще. Именно в этот период закладывается основа основ личности человека, развивается наглядно-образное мышление, непроизвольная память, речь, внимание и воображение.

Задача взрослых помочь крохе развить данные природой способности и научиться пользоваться полученными знаниями. Родителям стоит действовать максимально нежно и осознанно, ведь каждое их действие моментально отразиться на познавательных способностях малыша.

Именно сейчас у мам и пап есть возможность воспитать гармоничного, творческого, развитого духовно и физически, уверенного в своих силах человека.

Воспитание детей дошкольного возраста методы и задачи

Особенностями дошкольного развития в первую очередь являются методы воздействия. Эмоциональная составляющая является едва ли не самой важной в освоении детьми тех или иных навыков.

До 6-7 лет оптимальные формы обучения игровые, во время игры ребята проверяют и используют свои знания, а так же прорабатывают манеры поведения.

Перед родителями и другими взрослыми стоит ряд задач — оздоровительные, образовательные и воспитательные.

Результатом достижения которых, должна стать реализация потенциала и способностей малыша, формирование в нем позитивного интереса к учебной деятельности и вовлечение в нее.

Типы воспитания — физическое воспитание детей дошкольного возраста

Начинать физическое образование дошкольника стоит с игровых видов спорта. Предложите им спортивную игру, где они будут выигрывать и веселиться, и это станет фундаментом для дальнейшего их интереса к спортивным мероприятиям.

Выбирать занятия для детей обязательно нужно в соответствии с их физиологическими потребностями и способностями. К примеру, развивать осанку и походку, моторику и выносливость, учить плавать и бегать.

Подобные занятия непременно дадут благоприятный результат, даже если отпрыск не увлечется спортом на всю жизнь.

Нравственное воспитание ребенка

Одна из самых важных задач родителей – это формирование нравственных качеств дитя. Не стоит забывать, что характер человека полностью формируется к 6 годам. Все, что взрослые пытаются вложить после – может быть лишь дополнением к базовой картине мира.

Не нужно откладывать на потом разговоры о добре и зле, о честности, трудолюбии, об уважении и любви.

Строить беседу следует максимально просто и честно, а после, тщательно следить за собой, потому что любое несоответствие в родительском поведении будет ими замечено, и тогда авторитет старших в этих вопросах будет безвозвратно утерян.

Принято считать, что на формирование нравственности особо сильное влияние оказывает телевидение и СМИ, но необходимо присмотреться и к посылу народных сказок, которые далеко не всегда демонстрируют позитивные поведенческие паттерны.

С чего начинать патриотическое воспитание

Нравственно-патриотическое воспитание младшего поколения было первостепенно во времена СССР. Сейчас же этому аспекту личности в семьях уделяется крайне мало внимания. И очень зря.

Чувство гордости и любви к Родине может стать серьезной мотивацией человека для личностного и профессионального роста. Роль патриотизма невозможно переоценить в истории, сотни подвигов и великих открытий было посвящено своей стране и народу. С этого знания и можно начинать прививать детям высокие чувства.

Оплотом патриотизма всегда была история страны и подвигов ее народа. Старшим необходимо постоянно демонстрировать дошкольникам уважение к власти, бережное отношение к природе и животным, знание законов и традиций.

Особенности воспитания

Подбирать методики для своего чада стоит в соответствии с его индивидуальными особенностями. Темперамент, скорость реакции, условия жизни — все эти факторы следует учитывать при выстраивании воспитательного процесса.

Дети, воспитывающиеся в детских садах, безусловно, имеют преимущество в грамотности учителей и общении со сверстниками. Но особенностью семейного образования детей дошкольного возраста является как раз возможность индивидуального подхода к их развитию и обучению.

Главной особенностью этого возраста является необходимость комплексного развития чада – физического, нравственного, культурного и интеллектуального.

Закономерности воспитания детей дошкольного возраста

Единственной, и самой важной закономерностью обучения дошколят является «теория бумеранга». Все, что взрослый вкладывает в малыша в этот период неизбежно к нему возвратиться сейчас, или позднее.

Исходя из этого выбор техник и средств взаимодействия стоит осуществлять максимально аккуратно. Психика малютки неустойчива, любое грубое слово или замечание может навсегда отразится в сознании маленького человека.

Воспитание культуры поведения

Формирование в детях старшего и младшего возраста культуры поведения в первую очередь, задача родителей. Не стоит перекладывать ответственность за это на учителей и телевидение.

Здесь самое важное – это то, что дети видят в семье. Родители — главный авторитет и пример, показанные ими манеры поведения в обществе, общение друг с другом, со старшими, и с самим малышом и будут определять культуру поведения дошкольника.

Роль семьи в воспитании ребенка

Никто не может оказывать большее влияние на развитие дошкольника, чем его семья. Именно здесь должна быть создана здоровая атмосфера для раннего развития умений, навыков и способностей маленького человечка, для укрепления их путем постепенного увеличения доли его самостоятельности.

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста исключительна, ибо в этом возрасте малютка еще очень близок физически к матери и отцу, а понятное сенсорное развитие может дать только близкий человек.

Конечно, родители не профессиональные педагоги, поэтому им стоит постоянно заниматься самообразованием, дабы не случайно не навредить нежному созданию, а наоборот, сделать учебный процесс приятным и результативным для всех.

Источник: https://mentallab.ru/zhizn/deti/vospitanie-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

Ссылка на основную публикацию