Конфликты детей в школе причины и способы их разрешения

Школьные конфликты: виды, пути решения, приемы и примеры

В процессе своей профессиональной деятельности педагогу помимо своих непосредственных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием подрастающего поколения, приходится общаться с коллегами, учениками, их родителями. 

При ежедневном взаимодействии без конфликтных ситуаций обойтись вряд ли возможно. Да и нужно ли? Ведь правильно разрешив напряженный момент, легко добиться хороших конструктивных результатов, сблизить людей, помочь им понять друг друга, прийти к прогрессу в воспитательных аспектах.

Определение конфликта. Деструктивный и конструктивный способы решения конфликтных ситуаций

Что такое конфликт? Определения этого понятия можно разделить на две группы. В общественном сознании конфликт чаще всего является синонимом враждебного, негативного противостояния людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей.

Но существует и другое понимание конфликта как абсолютно естественного в жизни общества явления, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Напротив, при выборе правильного русла его течения, он является важным составляющим развития общества.

В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как деструктивные или конструктивные. Итогом деструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.

Конструктивным является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.

Разнообразие школьных конфликтов. Причины возникновения и способы решения

Конфликт в школе явление многоплановое. При общении с участниками школьной жизни, учителю приходится быть еще и психологом. Нижеприведенный «разбор полетов» столкновений с каждой группой участников может стать для педагога «шпаргалкой» на экзаменах по предмету «Школьный конфликт».

Конфликт «Ученик — ученик»

Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.

Причины конфликтов между учениками

  • борьба за авторитет
  • соперничество
  • обман, сплетни
  • оскорбления
  • обиды
  • враждебность к любимым ученикам учителя
  • личная неприязнь к человеку
  • симпатия без взаимности
  • борьба за девочку (мальчика)

Способы решения конфликтов между учениками

Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме.

Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи.

  Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.

После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком. Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности.

Можно сказать что-то вроде: «Дима, конфликт — не повод переживать. В твоей жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо.

Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным».

Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.

Конфликт «Учитель — родитель ученика»

Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.

Причины конфликта между учителем и родителями

  • разные представления сторон о средствах воспитания
  • недовольство родителя методами обучения педагога
  • личная неприязнь
  • мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку

Способы решения конфликта с родителями ученика

Как же конструктивно разрешить подобные недовольства и разбить камни преткновения? При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента.

Когда ситуация трезво оценена и проблема обрисована, учителю проще найти истинную причину конфликта с «трудным» родителем, оценить правильность действий обеих сторон, наметить путь к конструктивному разрешению неприятного момента.

Следующим этапом на пути к согласию станет открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.

После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.

Пример

Каким может быть конструктивный подход для решения назревшей проблемы?

Используя приведенные выше рекомендации, можно предположить, что классный руководитель Антона мог провести анализ сложившейся ситуации примерно так: «Конфликт матери со школьными учителями спровоцировал Антон.

Это говорит о внутренней неудовлетворенности мальчика своими отношениями с ребятами в классе. Мать подлила масла в огонь, не разобравшись в ситуации, увеличив враждебность и недоверие сына к окружающим его в школе людям.

Что вызвало отдачу, которая выразилась прохладным отношением ребят к Антону».

Общей целью родителя и учителя могло бы стать желание сплотить отношения Антона с классом.

Хороший результат может дать диалог учителя с Антоном и его мамой, который показал бы желание классного руководителя помочь мальчику.  Важно, чтобы Антон сам захотел измениться. Хорошо поговорить с ребятами в классе, чтобы они пересмотрели свое отношение к мальчику, доверить им совместную ответственную работу, организовать внеклассные мероприятия, способствующие сплочению ребят.

Конфликт «Учитель — ученик»

Такие конфликты, пожалуй, наиболее часты, ведь ученики и учителя проводят времени вместе едва ли меньше, чем родители с детьми.

Причины конфликтов между учителем и учениками

  • отсутствие единства в требованиях учителей
  • чрезмерное количество требований к ученику
  • непостоянство требований учителя
  • невыполнение требований самим учителем
  • ученик считает себя недооцененным  
  • учитель не может примириться с недостатками ученика
  • личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)

Решение конфликта учителя и ученика

Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами.

Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия. Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» спокойствием педагога.

Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.

Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций.

Стоит отметить, что при диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку. Как сказать — составляющее не менее важное.

Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций — то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы — лучше забыть. Нужно уметь слушать и слышать ребенка.

При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему.

Пример

 

Подобное решение конфликта повлекло деструктивные изменения во взаимопонимании ученика и учителя.

Конструктивное решение проблемы могло выглядеть следующим образом.

После того, как Оксана проигнорировала просьбу учителя прекратить мешать ребятам, педагог могла выйти из положения, отшутившись, сказав что-либо с ироничной улыбкой в адрес девочки, например: «Оксана сегодня мало каши съела, дальность и точность броска у нее страдает, последняя бумажка так и не долетела до адресата». После этого спокойно продолжать вести урок дальше.

После урока можно было попробовать поговорить с девочкой, показать ей свое доброжелательное отношение, понимание, желание помочь. Неплохо побеседовать с родителями девочки, чтобы узнать возможную причину подобного поведения.

Уделять девочке больше внимания, доверять ответственные поручения, оказывать помощь при выполнении заданий, поощрять ее действия похвалой — все это оказалось бы нелишним в процессе приведения конфликта к конструктивному итогу.

Единый алгоритм решения любого школьного конфликта

Изучив приведенные рекомендации к каждому из конфликтов в школе, можно проследить схожесть их конструктивного  разрешения. Обозначим его еще раз.

  • Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.
  • Второй момент — анализ ситуации без превратности.
  • Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.
  • Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти.
  • Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное. И решать их все равно придется.

Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.

Источник: http://pedsovet.su/publ/72-1-0-4305

Конфликты детей в школе

Отгремел первый звонок, и у родителей появляется новая головная боль, их чадо конфликтует в школе. Кто-то сразу же обращается к профессионалам, школьному социальному педагогу или психологу, а кто-то не замечает проблему и пускает ситуацию на самотёк.

Сам по себе конфликт – не всегда плохо, он говорит о противоречии, это часто даёт толчок к развитию и поиску причины инцидента, но иногда обида застилает глаза и приводит к серьёзным последствиям. В статье представлены основные причины и способы преодоления конфликтов в школе, даны рекомендации, как их избежать.

Причины конфликтов между детьми в школе

Прежде чем становиться на путь разрешения школьного конфликта, нужно определить его причины.

Детский коллектив мало чем отличается от взрослого, поэтому и перечень получается сходным:

  • гонка за лидерством, соперничество за авторитет среди одноклассников,
  • неприязнь между школьниками,
  • личные безответные симпатии к противоположному полу,
  • сплетни,
  • ответная реакция на выделение отдельных учеников в учительские «любимчики».
Читайте также:  Стрижки на длинные волосы фото 2018

Как избежать конфликтных ситуаций

Хороший психолог знает, что следует уделить достаточно внимания профилактике негативного явления, что в будущем позволит избежать конфликта между детьми в школе.

Семья не должна перекладывать это на специалиста, лучший способ – согласованно работать над проблемным учеником.

Хороший способ – наладить работу в школьном коллективе, сплотить его, объединив общей целью. Между младшими школьниками конфликты часто неизбежны в силу возрастных особенностей и неумений налаживать правильный диалог, поэтому стоит внимательно наблюдать детьми в школе.

Работа специалиста заключается в том, чтобы выслушать, если у воспитанника есть проблема, иногда этого достаточно, иначе нерешённая ситуация начинает «давить» на газ и запускает раздор на пустом месте.

Причины конфликтов

Говоря об особенностях деятельности учителя, стоит заметить, что он ежедневно наблюдает причины конфликтных ситуаций, которые не всегда доходят до прямых конфликтов между детьми в школе.

Основным фактором для их учёта можно определить возраст.

Младшие школьники не всегда достаточно социализированы для того, чтобы видеть границы других. Некоторые вообще пропускают фазу дошкольных учреждений и только на уроке начинают учиться тому, как ведут себя в обществе.

Подросток становится более осознанным, но гормональные бури и поиск своего места в сложном мире запускает процесс разногласий. Тут и борьба за лидерство в классе и школе, и собственные проблемы, недостатки внешности, соперничество за избранника или избранницу – мотивы варьируются.

Особенности конфликтов

Конфликты между школьниками сопровождают личность на протяжении всего срока обучения, как и противостояния с одноклассниками.

К особенностям их протекания можно отнести их групповой и межгрупповой характер, дети редко конфликтуют один на один, им понятнее способ «стенка на стенку», как часто бывает с противостояниями параллельных классов или мальчиков и девочек в школе.

Учитывая, что в этом возрасте только формируются нормы морали и способы этической и нравственной оценки поступков у ребенка, довольно часто проявляется неконтролируемое чувство агрессии и враждебности по отношению к тем, кто становиться в позицию «врага».

Что делать если у ребенка конфликт с учителем

Причины школьного конфликта на уровне ребёнка с учителем наиболее широко исследованы в педагогической литературе и практике.

Иногда родители думают, как определить, стоит ли беспокоиться, что у детей наблюдается конфликт с учителем в школе. Конфронтация в этом случае может происходить по комплексу составляющих:

  • недостаточная успеваемость детей по учебному предмету,
  • поведение за рамками школьного Устава и соответствующая реакция учителя,
  • личное плохое отношение педагога, которое проявляется в грубости, раздражительности, придирках и пр.

Инициатором разрешения спора должен выступать взрослый, который предложит единую стратегию, позволяющую учесть интересы обоих сторон.

Предупреждение конфликтов — как избежать рекомендации

Для решения задачи профилактики неприятных ситуаций и разногласий между детьми в школе существует единый алгоритм, следуя которому можно избежать неприятных последствий:

  • сохранять спокойствие,
  • объективно оценить сложившуюся ситуацию,
  • создать условия для открытого максимально диалога,
  • выработать общую цель и сформировать промежуточный итог,
  •  сделать выводы.

Что делать если ребенок конфликтует в школе  советы родителям

Само по себе учебное заведение не всегда способно справиться с нарастающими проблемами, поэтому выяснение отношений детьми должно порождать ответные воспитательные действия родителей.

Вмешательство родителей не должно быть грубым, к нему следует прибегать, только если очевидно, что самостоятельно участники спора не справятся с его разрешением. Нужно разобраться, хватит ли у ребёнка сил и возможностей справиться самому, если нет, следует тактично взять ситуацию под контроль.

При этом допустимы советы, убеждения и увещевания, но нежелательны авторитарные и грубые методы.

Школьные годы неповторимы и прекрасны, разногласия их неотъемлемая часть, поэтому научиться их предотвращать и разрешать – задача посильная для школьников, их родителей и учителей. Стоит помнить, что столкновение интересов и ценностей побуждает развиваться, поэтому этого пути вперёд и нужно держаться.

Источник: https://mentallab.ru/zhizn/deti/konflikty-detej-v-shkole-i-sposoby-ix-razresheniya.html

Конфликты в школьном коллективе: учим ребенка самостоятельности

Что делать, если у Вашего ребенка участились конфликты в школе?  Надо ли родителям вмешиваться в ссоры между одноклассниками?  Как научить ребенка справляться с конфликтными ситуациями самостоятельно?  На эти вопросы отвечает психолог Елена Абрамова

ЗАКОНЫ СТАИ

Отношения в классе развиваются по тем же законам, что и во взрослом обществе, и проходят все стадии формирования коллектива. В любом детском коллективе неизбежно возникает своя иерархия, появляются  лидеры и «отверженные».  Пока эта система будет выстраиваться, конфликты и спорные ситуации между участниками неизбежны.

Особенно этот факт актуален для определенных возрастных  периодов: поступление детей в первый класс, переход в среднее звено и период подросткового кризиса в старших классах.

Пришедшие из детского сада первоклассники еще не умеют самостоятельно идти на контакт, ориентируясь в вопросах дисциплины исключительно на авторитет взрослого.

В пятом классе изменение социальной роли совпадает с началом переходного кризиса, когда для ребенка определяющим становится  мнение сверстников. Частой особенностью для пятиклассников являются драки и выяснение отношений у мальчишек между собой  и между мальчиками и девочками. После своеобразной проверки на прочность такие  дуэлянты часто становятся друзьями  неразлей вода.

Старшеклассники проверяют друг друга «на прочность» с целью самоутверждения. Поэтому те подростки, которые могут выражать себя другими способами: в учебе, через спортивные или творческие достижения, в хобби – спокойнее переживают этот непростой для каждого ребенка период.

ПОМОГАЕМ ПРАВИЛЬНО

Что делать, если ваш ребенок стал участником или жертвой конфликта между одноклассниками? Надо ли родителям вмешиваться в конфликтные ситуации?

Перед тем, как принять  решение о вмешательстве в детский конфликт, стоит понять, хватит ли у детей внутренних ресурсов для того, чтобы разрешить его самостоятельно.

От родителей требуется готовность обсудить дома сложившуюся ситуацию и  выслушать ребенка без морализаторства.

В ситуации, когда конфликты возникают между мальчиками, мамам стоит делегировать разговор о способах его преодоления папе или другому авторитетному для ребенка мужчине: родственнику, тренеру.

Если конфликт интересов не носит затяжной характер и угрозы физическому здоровью нет, то стоит поддержать уверенность ребенка в том, что он сможет справиться с проблемой самостоятельно.

В том случае, если ситуация ухудшается, и ваш ребенок постоянно становится «слабым звеном», то вместо понятного для многих родителей желания наказать обидчиков стоит потратить силы на сбор информации о том, почему это происходит.

Доверительный разговор с ребенком, классным руководителем, поможет выявить причины, по которым ребенок «стягивает» на себя агрессию.

Не всегда полезно  ругаться с родителями обидчиков или требовать от школы административного решения проблемы.

Искусственная защита ребенка учителем или директором может привлечь внимание и вынудить класс еще больше дразнить «любимчика». Не стоит разбираться с обидчиками ребенка самостоятельно, без присутствия их родителей.

ОДИН ЗА ВСЕХ

Если в классе постоянно происходит «травля» кого-то из одноклассников или класс поделен на группы, «враждующие» между собой, то в профилактической работе нуждается весь класс.

На этом этапе поможет подключение школьного психолога и родительской общественности для проведения  внеклассных мероприятий, игр и совместных поездок, сплачивающих класс.

  Целью общих дел должно быть обучение навыкам безопасного общения.

По моему опыту, более дружным является тот классный коллектив, в котором родители общаются между собой и готовы тратить силы и время на создание в классе безопасной и интересной среды.

Например, родители одной из школ нашли интересный способ по включению «трудного» ученика в коллектив сверстников.

Вместо «разборок» они стали раз в неделю приглашать «проблемного» мальчика к себе в гости, где он смог в неформальной обстановке привыкнуть к своим одноклассникам и подружиться с ними.

В отличие от советской системы, современная школа не уделяет внимание развитию у детей навыков эффективного сотрудничества. В этих условиях  «заказчиками» подобных курсов или мероприятий могут стать сами родители. Тренинги и игры командообразования  можно организовывать самостоятельно или с помощью специалистов.

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

Если ситуация зашла в тупик, и «мирным путем» справиться с конфликтами в классе не получилось, единственным выходом для ребенка может стать перевод в другой класс или школу.

Но важно понимать, что для предотвращения подобных проблем в следующем коллективе необходимо системное обучение ребенка навыкам конструктивного общения.

Полезный опыт ребенок может получить на психологических группах, в творческой студии или в спортивной секции, где обучают командным видам спорта.

Совсем избежать конфликтов невозможно, но любая проблема кроме негатива дает и опыт по преодолению похожих ситуаций в будущем.

Частые конфликты в классе с участием вашего ребенка могут стать для родителей своеобразным «маячком», обозначением «слабого места», с которым можно и нужно работать.

Важно помочь ребенку осознать те «механизмы» и особенности поведения, которые мешают ему найти контакт с ровесниками и научить его другим способам взаимодействия.

Если у вас есть конкретные вопросы по школьным конфликтам, вы можете обратиться к специалистам Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции.

По адресу ул. Барбюса 65а каждую среду в 17.00 проходят группы по обучению навыкам эффективного общения для учеников 1-2 классов. Записаться в группы, на индивидуальную консультацию и получить подробную информацию можно у психолога Елены Абрамовой по телефону +79048122996.

Психологи Центра проводят психологические игры и тренинги  командообразования по авторской программе «Нулевой Меридиан», ставшей победителем Российского конкурса коррекционно-развивающих программ и курсов по выбору для школьников. Тренинги проводятся  четыре раза в год для всех возрастов на базе вашей школы. Пригласить ведущих на родительское собрание или получить подробную информацию о тренингах можно по телефонам:

 +79048122996, психолог Абрамова Елена

+79123144065, психолог Макарова Анжела.

11.11.2013

Расскажите об этом друзьям →

Источник: http://CityforKids.ru/konflikty-v-shkolnom-kollektive-uchim-rebenka-samostojatelnosti/

Конфликты в школе: причины возникновения и способы разрешения

Конфликты в школе: причины возникновения и способы разрешения

■ Е.Захарченко

Конфликты, возникающие в школе, не только обуслав­ливают характер педагогического процесса в целом, но и оказывают негативное влияние как на профес­сиональное и личное самочувствие учителя, так и на психоэмоциональное состояние ученика. Дальнейшие отношения между учителем и учащимися, вовлеченными в конфликт, во многом зависят от характера его протека­ния и результата. Школьная практика богата примерами конфликтных ситуаций и вариантов их разрешения.

Еще совсем недавно тема конфликтных ситуаций в системе образования счи­талась некорректной для публичных обсуждений. Сегодня многочисленные со­общения СМИ о всевозможных конфлик­тах, происходящих в наших школах, уже никого не удивляют.

Тем более что мно­гие взрослые люди, вчерашние школьни­ки, знают о них не понаслышке и могут привести свои собственные примеры как учительского непрофессионализма, так и ученической агрессии.

Читайте также:  Молитва за упокой души усопшего

Многолетние на­блюдения свидетельствуют о тесной взаи­мосвязи подобных явлений. Любое из них может выступать как причиной, так и следствием конфликтной ситуации. При­чем каждая из сторон — участников кон­фликта склонна, как правило, отстаивать свою позицию до конца.

Одна, опираясь на статусно-профессиональную принадлеж­ность, другая — на эмоционально-возраст­ную отнесенность.

Плоды непонимания и отчужденности

Вот лишь один пример. Учительница на­чальной школы в ответ на жалобы детей по поводу оскорблений со стороны одно­классника предложила наказать обидчи­ка следующим образом.

  • Дети, поднимите руки, кого Миша оби­дел. В кого он плевался и обзывал плохи­ми словами?

В ответ поднялось несколько рук.

  • А тебе, Миша, будет приятно, если все также возьмут и плюнут в тебя?

Дети разом плюнули в сторону Миши. Си­ла коллектива сработала.

  • Иди Миша, умойся и сделай выводы на будущее, — сказала учительница.

Ничего кроме унижения и агрессии про- тив учителя этот ребенок не испытал. ( Впрочем, не только он, но и одноклассни- ( ки, ставшие по воле учителя участника­ми этой расправы. Она надолго сохранит- | ся в их памяти, и где гарантия, что «удав- , шийся» опыт не получит свое дальнейшее продолжение и не вызовет агрессивные

Интересно, что современные дети давно подметили эту тенденцию к личностной центрации многих учителей и с успехом используют ее, выстраивая собственные отношения с учителем или провоцируя на уроках затяжные разговоры на бытовые темы в ущерб учебному плану.

Иногда дети сами создают ситуации, в ко­торых может проявиться поведенческая реакция учителя, и по его реакции опре­деляют характер внутреннего настроя учи­теля не только на педагогический процесс, классный коллектив в целом, но и на отдель­ных учеников.

В средней школе на уроке истории кто-то из учеников бросил на пол гранату с кри­ком: «Ложись!» Молодой учитель истории упал на пол и прикрыл гранату своим те­лом, спасая от взрыва учеников. Никто из учеников не пошевелился. Все знали, что это розыгрыш. Просто хотели посмотреть на реакцию учителя. Одни ученики посту­пок учителя одобрили, а другие посчита­ли его «лохом».

Чувствовать ребенка и понимать

ответственность за его судьбу

Для того, кто связал свою судьбу со шко­лой, значение конфликтных ситуаций со­стоит в том, что при их проживании, оценке и разрешении происходит не только акту­ализация целей, задач и функций педаго­гического процесса, но и становление са­мого учителя как профессионала.

Под воздействием той или иной ситуации педагогический процесс перестает быть отражением абстрактного воображения учителя, а переходит в реально осязае­мое явление и приобретает межличност­ный смысл.

Показательно, что конфликтные педаго­гические ситуации возникают не только в педагогическом процессе, но и в повсед­невной жизни. В моей родительской прак­тике был случай, когда собственный вось­милетний ребенок в порыве несогласия с требованиями семейно-бытового харак­тера заявил, что не может больше жить в такой обстановке и хочет уйти из дома.

Вопреки его ожиданиям, уговоров с моей стороны не последовало. Я лишь предло­жил ему помочь собрать вещи, а затем вы­звался проводить в «дальний путь». Си­туация разрядилась не сразу, а поэтапно. Первые признаки потепления отношений начали проявляться при сборе вещей в дорогу. Особенно явно это обнаружилось во время комплектации дорожной сумки.

Я предлагал взять с собой ту или иную вещь или игрушку. Сын снисходитель­но одобрял или решительно отказывал­ся. По пути на троллейбусную остановку в разговоре мы незаметно затронули при­чины возникшего между нами конфликта и выяснили, что они вовсе не стоят тако­го кардинального поступка. Конфликт был исчерпан, и в будущем попытки ухода из дома не повторялись.

Это был мой первый интуитивный опыт выхода из конфликтной педагогической ситуации.

Педагогической наукой и практикой на­коплен достаточный материал, позволяю­щий не только распознавать, анализиро­вать и классифицировать школьные ситуа­ции, но и определять возможные варианты способов их разрешения. Поведенческий выбор учителя нельзя свести к усвоению алгоритмов действий по четко разрабо­танной схеме.

Здесь мало знать возраст­ные особенности и приемы воздействия на ученика, надо «чувствовать ребенка», по­нимать свою ответственность за его судь­бу, за развитие его индивидуальности.

Ре­альная действительность всегда потребует от учителя необходимости внесения опре­деленной поправки на личность ребенка, на сущность момента, на уровень педаго­гического творчества.

Глубокий и всесторонний анализ педа­гогической ситуации исключает возмож­ность применения педагогических рецеп­тов в чистом виде. Дело это нелегкое, но стремиться к нему необходимо. Содержа­ние и способы организации педагогичес­кого процесса всегда будут обусловлены особенностями ситуаций, которые воз­никают независимо от воли и сознания учителя.

Вместе с тем возникновение не­которых из них можно предугадать (если учитель достаточно глубоко изучил внут­ренний мир ребенка) или смоделировать (если этого требуют интересы организации учебно-воспитательного процесса).

Более того, протеканием многих педагогических ситуаций можно управлять, приглашая уче­ников к совместному поиску приемлемых вариантов их разрешения.

Такая возможность может представить­ся учителю на любом уроке. Главное, не оставлять без внимания то, что может явиться причиной возникновения конф­ликта, вовремя давать объективную оцен­ку происходящему, стремиться к обсуж­дению проблем, а не замалчивать их.

Это поможет сократить наметившуюся дистан­цию между учителем и учениками, а сле­довательно, предотвратить ухудшение от­ношений.

Ведь не секрет, что результатом совместного поиска способов выхода из сложных ситуаций, как правило, являет­ся улучшение отношений и взаимопони­мания участников.

Многолетний опыт работы в школе убежда­ет меня в том, что конфликтные ситуации не стоит считать неожиданной и досадной помехой. Они всегда были и будут, потому следует понять и принять неизбежность встречи с ними, научиться выявлять реаль­ные причины, видеть трудности их разре­шения и осознавать необходимость овла­дения способами их предупреждения.

Простые и сложные ситуации

Для удобства распознавания и анализа конфликтных ситуаций предлагаем раз­делять их на простые и сложные.

Пер­вые, как правило, разрешаются учителем благополучно без сопротивления учени­ков через разумную организацию их по­ведения.

В разрешении сложных ситуаций большую роль играют эмоциональное со­стояние учителя и ученика, характер ело- [ жившихся между ними отношений, вли- j яние присутствующих при этом школь- (

НИКОВ. |

I

Хочу познакомить читателей с условной i характеристикой основных фаз развития ; конфликтной ситуации. Первую фазу ини­циирует непредвиденное начало, которое нарушает привычный ход учебного про­цесса или стиль устоявшихся отношений.

Вторая фаза обусловлена наличием от­ветной реакции одного из участников. От характера данной реакции зависит даль­нейшее развитие событий. Третья фаза ха­рактеризуется способом разрешения кон­фликта.

Она обуславливает последствия, перемены в протекании педагогического процесса, улучшение или ухудшение ра­нее сложившихся отношений.

Базовая основа конфликтных ситуаций может быть представлена целым рядом совокупных причин. Наши наблюдения позволили выявить некоторые из них. В их числе:

  • ограниченная возможность учителя про­гнозировать характер поведения учени­ков на уроке;
  • неожиданность поступков учеников, часто нарушающая запланированный ход урока;
  • стремление учителя любыми средствами сохранить свой статус;
  • оценивание учителем не отдельного по­ступка ученика, а его личности; излишняя строгость учителя по отношению к учени­ку, попытка связать отрицательный посту­пок с действиями его родителей или обра­зом жизни семьи в целом;
  • отчужденность учителя от личностных проблем ребенка.

Причиной многих конфликтных ситуаций является также низкий уровень общения отдельных учителей. Такие учителя, как правило, не сдерживают свои негатив­ные эмоции, позволяя себе резкие слова в адрес учеников. Давая характеристику ученику, стараются подчеркивать отрица­тельные качества его самого или его ро­дителей. Высмеивают ученика перед его сверстниками.

Учителя часто сталкиваются с конфликтны­ми ситуациями, которые провоцируются их собственной формальной неподготовлен­ностью к работе (опоздание на собствен- ныеуроки,слабоезнание программного ма­териала, неадекватная реакция на внешние раздражители и т.п.).

Сегодня к числу при­чин, порождающих конфликтные педаго­гические ситуации, следует отнести и такое парадоксальное положение вещей, при ко­тором учителю приходится учить детей то­му, чему он сам не обучен. В первую очередь это связано с внедрением в образователь­ный процесс новых информационных тех­нологий.

Как следствие, источники инфор­мации, доступные детям, часто не попадают всферувниманияучителяилиустойчивоим и гнори ру ются.

В резул ьтате уч ител ь утрач и — ваетпрежние позиции единственного носи­теля учебной информации и дополнитель­ными причинными факторами выступают: ситуативное настроение учителя, его жиз­ненное неблагополучие, состояние обще­го климата, сложившегося в педагогичес­ком коллективе.

Кроме того, в погоне за результатом мно­гие учителя допускают проявление излиш­ней жесткости по отношению к детям, не способны преодолеть затруднения в об­щении с родителями, коллегами по рабо­те. Все это также влечет за собой возник­новение конфликтов.

Неслучайно большинство из разрабатыва­емых сегодня методик обращено к лучшим проявлениям личности и помогает учите­лю достичь возможной самореализации не через насилие и самоутверждение, а через сотрудничество и самоопределение.

В последнее время актуализировалась проблема развития способности учителя к общению как неотъемлемого свойства личности, главного профессионального качества. Только в условиях тесного кон­такта с ребенком становится возможным прогнозировать ход педагогического про­цесса, а следовательно, предупредить воз­никновение конфликтных ситуаций, спо­собных его затормозить.

Нет готовых рецептов, но есть разные способы

Опыт исследования школьных конфлик­тов убеждает в том, что рецептов, устой­чиво гарантирующих их позитивное раз­решение, не существует.

Предлагаемый нами способ решения конфликтных педа­гогических ситуаций направлен на органи­зацию учителем самостоятельного поиска вариантов, имеющих позитивное начало, а значит, способных обеспечить положи­тельный ход событий.

В основе такого по­иска лежит знакомство молодого учителя с педагогическими заповедями и максима­ми, выработанными известными учеными и педагогами-гуманистами.

В занятиях со студентами педагогического вуза мы в ка­честве практических упражнений предла­гаем им использовать набор конфликтных ситуаций, которые наиболее часто встре­чаются в современной школе, определить способ выхода и смоделировать дальней­ший ход событий. Для этого используем такую анкету.

«Поставьте себя на место каждого из участ­ников конфликта и постарайтесь дать объ­ективные ответы на вопросы:

  • Как исход ситуации отразился на само­чувствии учителя?
  • Как исход ситуации отразился на само­чувствии ученика?
  • Как повели себя свидетели конфликта (ученики, другие учителя)?
  • Что ученики — участники конфликта рассказали своим родителям?
  • Что ученики — свидетели конфликта рассказали своим сверстникам?
  • Какова реакция родителей учеников — участников конфликта?
  • Какова позиция родителей учеников — свидетелей конфликта?
  • Что изменилось в отношении ученика к учителю?
  • Что изменилось в отношении учителя к ученику?
  • Что изменилось в отношении родителей к учителю?
  • Чью сторону в происходящем заняла ад­министрация школы?
  • Как исход ситуации отразился на проте­кании педагогического процесса? И др.
  • Оцените, как изменились отношения между участниками конфликта в целом стали еще хуже или улучшились? Tenepi убедитесь в правильности вашего выбо ра и, если потребуется, примите новое ре шение».
Читайте также:  Поздравления с днем рождения 50 лет

Для отработки навыков самостоятельно­го выбора в педагогических ситуация может быть полезен и метод ролевого ро­зыгрыша. Студенты с большим воодушев­лением принимают условия данного ви­да практической работы. В качестве ори­ентиров поведения учителя предлагаем использовать гуманистические принци­пы.

Следование этим принципам способ­но, по нашему мнению, предотвратить воз­никновение конфликтов или помочь най­ти оптимальный выход.

Вот некоторые из них: будь честен; будь справедлив; поставь себя на место ребенка; умей прощать; не сравнивай детей друг с другом; допускай, что в некоторых ситуациях ученики ока­зываются умнее тебя; предъявляй учени­ку требования, соответствующие реально­му уровню его развития; никогда не делай ученику того, чего бы ты не пожелал по от­ношению к себе.

И Захарченко Евгений Юрьевич, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель России, директор средней общеобразовательной школы № 4 г. Ростова-на-Дону, доцент кафедры педагогики Ростовского государственного педагогического университета

Журнал «Директор школы» №1/2008

Источник: https://multiurok.ru/files/konflikty-v-shkolie-prichiny-vozniknovieniia-i-spo.html

Как разрешать конфликты детей

Очень часто можно услышать два противоположных взгляда на решение конфликтов между детьми. Один из них — «сами разберутся», второй — «сами не разберутся». Это абсолютные крайности, особенно если прибегать к одной из них регулярно.

Но в жизни бывает по-разному. Стоит помнить, что есть отличия в поведении детей в зависимости от того, между кем и кем происходит конфликт. Эти особенности складываются из родства детей, их возраста и содержания ссоры.

Стоит помнить, что конфронтация, детская ссора — это естественное событие, которое является результатом столкновения потребностей детей. К примеру, малыши чаще ругаются из-за игрушек, дети 4-5 лет — из-за правил, 6-летки могут конкурировать. Но, вне зависимости от возраста, есть универсальный способ разрешения конфликтов.

Если конфликт сильный, и дети не могут разобраться сами, то следует вмешаться взрослому (тактично и деликатно), задав следующие вопросы: из-за чего произошла ссора? Как вы поступили? Как надо было поступить? Чем младше ребенок, тем больше подсказок к ответу на последний вопрос может дать взрослый. Именно родители (воспитатели или учителя) рассказывают, как правильно вести себя в конфликтной ситуации, подсказывают, как ее можно разрешить.

Ситуации, требующие незамедлительного вмешательства

  1. Есть угроза физической безопасности ребенка, его бьют, кусают, толкают.
  2. Силы детей неравны (нападают старшие или толпой).

    Если вы заметили, что над ребенком смеются, отбирают вещи или его пытаются побить дети в численном или возрастном превосходстве, важно незамедлительно вмешаться.

  3. Ребенок сам просит о помощи.

    Родители часто беспокоятся, что дети не смогут решать конфликты самостоятельно. Здесь важно оказывать поддержку, демонстрировать свою веру в силы и самостоятельность ребенка.

Ошибки при разрешении детских ссор

  1. Драматизация ситуации. Обычно это случается, когда у родителей есть неприятные детские воспоминания либо их самих часто обижали, а родители не оказывали поддержки. Важно понимать, что конфликты из-за игрушек у малышей — это нормально. Эмоциональные ссоры шестилеток или сильные конфликты у подростков — это скорее закономерность, чем исключение.

    Важно смотреть на ситуацию объективно.

  2. Выгораживание своего ребенка или обидчика. Хорошо, если родители доверяют ребенку или поддерживают его. Но, часто бывает, что в ситуации виноваты оба, поэтому стоит детально разобрать вклад каждого в конфликт, и только потом делать выводы.
  3. Взрослые остаются в стороне. Важный пункт, о котором мы говорили в самом начале.

    В жизни ребенка будут встречаться проблемы, с которыми он не сможет справиться сам в силу возраста или особенностей характера. Задача родителей — отреагировать на ситуацию и совместно с ребенком продумать пути выхода из нее.

Есть конфронтации, которые имеют свои особенности: ссоры между совсем маленькими детьми, между сиблингами (родными братьями и сестрами) и травля.

Давайте подробно разберем каждый случай.

Конфликты между маленькими детьми до 2,5-3 лет

Чаще всего дети до двух лет не могут выразить словами то, чего они хотят, отождествляют себя с игрушками и личными вещами, не умеют делиться и плохо решают конфликты в песочнице. Ждать от двухлетки грамотного решения проблемы не стоит.

Хорошо, чтобы с самого раннего возраста рядом был взрослый, который объяснял бы ребенку, как приемлемо себя вести.

Это нормально, если перед посещением детской площадки вы озвучили правила поведения (не факт, что ребенку они понравятся, но сообщить их необходимо).

Если обижают ребенка

Многие говорят об опыте, который должен получить малыш. Поверьте, удар лопаткой по голове не является положительным примером. Дети не умеют анализировать в этом возрасте, не обладают рефлексией и не смогут делать выводов.

Поэтому о правилах важно договариваться взрослым. Подумайте, какие правила есть в той песочнице (в гостях, развивашке), куда вы планируете идти.

Сможет ли ваш ребенок следовать этим правилам? Например, мамы договорились о том, что игрушки общие, но многие из детей к этому не приучены.

Если у ребенка отобрали его игрушку, то можно корректно попросить родителей «обидчика» вернуть собственность малыша. Для некоторых это звучит смешно, но уважение начинается с рождения. Не думаю, что многим понравится, если у них отберут телефон или сумку. В таком случае мы будем звать на помощь полицию, а дети зовут нас.

Все коммуникации желательно вести со взрослыми, чтобы не напугать маленьких детей. Если у малышей происходят конфликты из-за игрушек, очередности катания, то взрослый здесь также остается ведущим — вы устанавливаете правила и помогаете детям в их выполнении. «Подожди, сейчас Вася покатается, а потом ты. Давай пока сделаем куличик».

Можно из раза в раз напоминать детям: «здесь не дерутся», «попроси», «верни», «ты можешь предложить поменяться». Не стоит давить на своего ребенка, чтобы он менялся или играл с кем-то. Малыш имеет полное право не делиться своими игрушками и играть только с теми детьми, которые ему симпатичны. Точно так, как ведут себя взрослые.

На работе мы вынуждены иногда контактировать с малоприятными людьми, но в обычной жизни выбираем компанию. Ребенок делает так же.

Бывают ситуации, когда на площадке есть расторможенные дети, которые проявляют агрессию не ситуативно: подбегают и беспричинно могут толкнуть ребенка, выхватить что-то из рук.

Чаще всего дети ведут себя так, когда в их семье есть проблемы. Но действовать все равно следует через взрослого.

Если родители не в состоянии повлиять на ребенка по каким-то причинам, вы можете на какое-то время остаться рядом и строго сказать: «Я не разрешаю обижать моего сына/дочь».

Если обидчик— ваш ребенок

В этой ситуации мы действуем по описанному выше алгоритму: проговариваем правила, объясняем, рассказываем, как себя вести. Важно объяснить санкции: «Если ты будешь драться, то мы пойдем домой» (затем выполнить это).

Моральные наставления в этом возрасте не работают, мантры типа «как тебе не стыдно, так хорошие дети себя не ведут» только усугубляют ситуации.

Если ваш ребенок неоднократно переходит рамки дозволенного, вы делаете предупреждение: «Если ты будешь сыпать на других детей песок, мы уйдем с площадки». Если малыш продолжает, вы забираете его и идете домой.

В этом случае дети точно будут знать о санкциях, которые применяются к ним не на словах, а на деле. Вы заслужите авторитет и станете последовательным родителем. Малыш может кричать или капризничать, в этом нет ничего страшного. Пожалейте, поддержите, но исполните то, о чем предупредили.

Важно понимать, что конфликты между детьми неизбежны, поэтому не стоит драматизировать ситуацию. Да, у вашего малыша отобрали совочек, для него это важно, вы за него переживаете, но устраивать скандал здесь будет чрезмерной мерой. Оставайтесь сами спокойными и покажите ребенку пример решения конфликтов как взрослый уверенный в себе человек.

Ситуации травли

Травля — это не совсем конфликт, потому что происходит агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны остальных детей. Подобное встречается во дворе, в детском саду, но чаще всего в школе и в подростковой среде.

Если не пресечь такое поведение вовремя, то пострадавший может получить серьезную психологическую (а порой и физическую) травму. У объекта преследований падает самооценка, повышается тревожность, появляются проблемы со школьной успеваемостью, могут развиваться фобии и депрессии, иногда бывают попытки суицида.

Опыт травли переносится уже взрослым человеком на другой коллектив. Таким людям может быть сложно общаться впоследствии.

Как ни странно, но объектом травли может стать любой ребенок, который чем-то отличается от остальных. Но риск стать жертвой снижается у детей, чьи отношения с родителями доверительные, когда отец и мать готовы в любую минуту прийти на помощь к ребенку.

Важно помнить: дело не в ребенке! Обычно травят либо лидеры, либо наоборот, асоциальные дети, пытающиеся заслужить авторитет. Бывает, что агрессором может выступать и учитель.

Травля часто не связана напрямую с личностью жертвы или насильника, она обусловлена условиями школьной жизни — система включает большое количество детей одного возраста, за которыми следят учителя (за учителями следит администрация школы, а за администрацией — вышестоящие инстанции). Поэтому социальные психологи и педагоги считают такую среду располагающей к травле.

С одной стороны, заметить травлю — это ответственность учителя. А с другой, педагог не всегда может заметить такое поведение, так как дети хорошо маскируются. Учителю не всегда хватает опыта или профессионализма, чтобы распознать жертву и оказать помощь. Жертва часто боится рассказывать о травле, так как есть страх, что вмешательство взрослых обострит ситуацию, но это не так.

Как выявить, что ребенок стал жертвой? У детей появляются повреждения (синяки, царапины, портятся или теряются вещи), но они скрывают причину их возникновения. Дети начинают избегать похода в коллектив, имитируют болезни. Начинается психосоматика: может появляться энурез, ночные кошмары, бессонница. Ребенок отказывается есть в школе, снижается интерес к учебе, падает успеваемость…

Есть три способа прекратить травлю:

  1. Работа со всем коллективом. Учитель и остальные ученики не замечая проблему становятся пассивными участниками конфликта.
  2. Поменять школу. Есть противники этого пути, которые говорят о том, что так ребенок никогда не научится справляться с конфликтами. Важно понимать, что мы на стороне здоровья ребенка. И очень часто при переводе в другую школу дети занимают лидирующие позиции и меняют отношение к учебе. Потому что дело не в жертве или агрессоре, а в самом коллективе, где происходит травля.
  3. Есть ситуации, когда необходимо обращаться в правоохранительные органы. Статистика показывает, что травля немедленно прекращается.

Как поддержать ребенка, которого травили:

  • Создайте ситуацию успеха, смените коллектив, чтобы ребенок попробовал на себе роль лидера.
  • Разберитесь, не занимает ли в семье ребенок роль жертвы.
  • Поддержите ребенка, объясните, что он ни в чем не виноват.
  • Создайте безопасность. Пусть он видит, что отец готов разговаривать с родителями обидчика, защищать своего ребенка и поддерживать. Вообще хорошо, когда в детские конфликты вмешиваются именно отцы.

Конфликт между родными братьями и сестрами (сиблингами)

Конфронтация между родными братьями и сестрами — это особый вид конфликтов. Сиблинги находятся в близких отношениях, поэтому могут позволить в адрес друг друга разные проявления. Если разница в возрасте у детей небольшая, то взаимные «обзывалки», эмоциональный дележ игрушек, толкания являются скорее нормой.

Разумеется, взрослый объясняет детям, как себя вести друг с другом, запрещает драки и оскорбления. Но важно помнить, что это все равно будет неизбежным результатом близости. Маленьким детям сложно контролировать свои эмоции. Если в семье положительный климат, а родители адекватно общаются друг с другом, то и дети подражают такому поведению.

В ссорах братьев и сестер не следует искать виноватых.

Обсудите ситуации, поговорите о возможных решениях проблемы, а потом пожалейте обоих детей. Обидчику важно наше внимание не меньше. Если в семье прослеживается тенденция, что один ребенок регулярно выступает агрессором по отношению ко второму сиблингу, то стоит искать причину такого поведения во взаимоотношениях в семье.

Возможно, родители уделяют мало внимания одному из детей, либо мама сама постоянно делает «козлом отпущения» одного из сиблингов.

В любом случае понимайте, что конфронтация между родными братьями и сестрами — это особый вид конфликта, когда дети имеют близкие отношения и могут позволить в адрес друг друга гораздо больше, чем при общении с посторонними.

Стоит помнить, что способность решать конфликты приобретается ребенком в первую очередь в семье и зависит от его уверенности в себе, которая формируется прежде всего из ощущения безопасности рядом с родителями.

Источник: https://1000sovetov.ru/article_kak-razreshat-konflikty-detei

Ссылка на основную публикацию